Приведённая краткая характеристика личностного развития старшего дошкольника свидетельствует о том, что оно осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребёнка со взрослыми и в коллективе сверстников.
К началу старшего дошкольного возраста самостоятельные действия такого рода, вопросы ребёнка к окружающим, стремление объяснить товарищу то, что интересно самому, или то, как надо сделать, поступить, составляют элементы познавательных интересов.
Не меньшее значение имеет результативность выполнения задания.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.
Однако подобные решения окажутся правильными только в том, случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.
Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений).
Представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно – логического мышления. Ж. Пиаже показал [14 с-117], что в дошкольном возрасте у детей ещё отсутствует представление о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Например: старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Итак – мышление и восприятие настолько связаны, что говорят о наглядно – образном мышлении. Дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи.
Восприятие становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Усваивают систему сенсорных эталонов (круглый – как яблоко).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются.
Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения (феномен Ж. Пиаже – прямая, извилистая дорога) [14]
Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаках.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Интенсивно растет словарный состав речи. Велики индивидуальные различия – у одних детей словарный запас больше, у других меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ним общаются близкие взрослые.
Развиваются фонетический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством (слова создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны). Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Детьми усваивается закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием ИЗО – деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление.
Методические рекомендации к организации самостоятельной работы и контроля знаний
студентов
Важной формой обучения в вузе является самостоятельная работа, которую организует, направляет и оценивает преподаватель. Это, вполне понятно, так как без этого невозможно решить задачи ни специальной, ни общенаучной подготовки будущих специалистов. Под самостоятельной работой иногда понимают не тол ...
Познавательная активность
Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности обучающихся. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у обучающихся учебной активности. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – зал ...
Подходы к выбору метода обучения чтению
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на ...