К общению детей в полной мере применимо высказывание К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении» [28 c-19]. Совместная деятельность и общение образуют единство.
В межличностном общении могут быть выделены три стороны.
Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопленного каждым из сверстников запаса знаний. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию сверстников между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности ребенка, создают трудности в его воспитании. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия детьми своих товарищей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.
Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности детей. Общение детей со сверстниками, так же как их общение со взрослыми, жизненно необходимо, является условием нормального развития человека.
Для приобретения социально-психологического опыта ребенок нуждается в постоянном расширении круга общения. Так, дети в общении со сверстниками проводят от 50 до 70% времени.
Значимость общения со сверстниками возрастает от младшего к старшему возрасту.
Содержание, интенсивность, формы общения существенно изменяются с возрастом. Дошкольник в общении со сверстниками реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом в общении со взрослыми, как наиболее референтными для него лицами.
Взрослый для ребенка – эталон поведения, образец для подражания.
Сверстник – это партнер по совместной деятельности.
Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих товарищей и себя. В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет действенность присвоенных им в общении со взрослыми способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равными себе, ребенок замечает их отношение к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества.
Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в продолжение дня), но это общение – необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия.
Межличностные отношения и конфликты в группе.
Под групповым конфликтом понимается столкновение различных тенденций в межличностных отношениях, связанных с выраженными отрицательными эмоциональными состояниями его участников.
Конфликты могут различаться по разным признакам: по источнику – возникающие при столкновении различных взглядов, ценностей, мотивов и т.д.; по содержанию – деловые и личные; по эффекту, который они оказывают на жизнь группы, и т.д. Конфликты могут носить как внутригрупповой (межличностный), так и межгрупповой характер.
Как межличностные, так и межгрупповые конфликты порождаются несовместимостью ценностей, норм и целей, которая становится препятствием для общения.
Изготовление самодельного походного снаряжения
Здесь мы ограничимся описанием изготовления простейших снего- и болотоступов и рюкзаков, которые могут пригодиться потерпевшим бедствие во время переходов. Примитивные снегоступы представляют из себя овальной формы деревянную раму и натянутый на нее переплет. Рама выгибается из сырых веток орешника ...
Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин. Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к повер ...
Особенности формирования экономических знаний у умственно отсталых школьников
Анализ литературы, теория и практика педагогических исследований показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее остро они проявляются при начале учёбы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из школы, при поступлении в специальные учебные заведения. Ряд этих ...