Обоснование проблемного подхода, реально значимого для учащихся

Развитие образования » Проблемный подход при изучении географии » Обоснование проблемного подхода, реально значимого для учащихся

Каким образом обосновать применение реального проблемного подхода в обучении географии? Здесь можно выдвинуть, по крайней мере, три причины.

Во-первых, становится все более очевидным, что умение решать проблемы играет важнейшую роль в жизни граждан любой национальности, будь то высокоразвитые или развивающиеся страны. Многие писали на эту тему, но возможно, что цели проблемного обучения наиболее точно были сформулированы Джоном В. Гарднером в книге «Нет легких побед». Он пишет, что все нации характеризуются способностью создавать новые проблемы с той же скоростью, с которой они решают старые. Отдельные люди и целые коллективы постоянно встают перед необходимостью принимать импровизированные решения в проблемных ситуациях раньше, чем они осознают саму проблему. Так не должно быть.

Повсеместно единственным официальным учреждением, призванным обучать будущих граждан умениям решать проблемы, является школа. Отсюда следует, что решение проблемных задач должно занимать достойное место в учебных программах. К сожалению, выполнение этой цели потребует перестройки почти всей устоявшейся системы образования и получения в итоге этого иного результата обучения. Джон Дьюи писал: «Если существует необходимость в перестройке всей системы образования в настоящее время . то она есть результат глубоких изменений в общественной жизни, которые сопутствуют движению науки вперед, промышленной революции и развитию демократии. Столь радикальные изменения не могут не вызвать необходимости реформы системы образования и постановки вопроса, какие идеи и идеалы заложены в этих социальных изменениях и пересмотр каких идей и идеалов, унаследованных от прошлого, необходим».

Эти слова столь же справедливы сегодня, как они были справедливы в 1916 году.

Вторая причина введения реального проблемного подхода в современный учебный процесс по географии связана с личностью учащегося. Этот подход является функциональным в том смысле, что он построен на учете потребностей и интересов учащихся и ставит своей задачей помочь им научиться справляться с жизненными ситуациями. В поисках оптимальных решений проблемы учащийся или группа учащихся ставится перед необходимостью проверки не только собственной системы ценностей, но и системы ценностей других. В свою очередь осознанная система ценностей влияет на способность решать другие проблемы. Учащиеся, овладевшие умением оценивать ситуации в ходе поиска оптимальных решений, умеют гораздо лучше обосновывать свои выводы. Они представляют себе, в какой мере данное решение основывается на субъективных, а не на объективных данных.

Наконец, одним из наиболее значительных результатов обучения с помощью решения реальных проблемных задач является то воздействие, которое оно оказывает на познавательный процесс в целом. Это обучение обеспечивает естественную цель — найти решение проблемы. Учащийся видит цель своих действий, осознает необходимость достичь решения и обеспечить его практическое выполнение, что повышает интерес, создавая внутреннюю мотивацию деятельности. Данный подход позволяет ученикам совместно определять проблемы для решения, предлагать характер поисковой деятельности и методы ее осуществления. Кроме того, поскольку решение проблем требует размышлений, учащиеся активно участвуют в сборе фактов; у них формируются разнообразные умения, вырабатывается система оценок и способность выбора наиболее вероятного решения. Наконец, этот подход стимулирует учащихся к дальнейшему исследованию, развивает учебные умения и привычку к творческому стилю работы.

Статистика специальной педагогики
1. Статистика специальной педагогики учитывает частоту и виды нарушения развития. Статистический учет ведут такие международные организации, как ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Тем не менее точные, исчерпывающие данные отсутствуют в связи с различными критериями выделения лиц, ...

Коррекционная направленность нетрадиционных техник изображения
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. К сожалению, на занятиях нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их высокая коррекционная значимость. Между тем приме ...

Учебное занятие по праву и основные требования к нему
Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок. Специалисты называют его логической единицей правового курса. Эта известная в мире форма организации учебной деятельности имеет глубокие исторические корни, однако много раз критиков ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru