Изучая формирование отечественного культурологического образования, можно отметить, что его становление и развитие началось с задач подготовки специалистов в сфере досуговой культуры, чьей основной профессиональной деятельностью стала организация и руководство художественной самодеятельностью как одного из видов организованного досуга. В 50-е годы ХХ в. на базе библиотечных вузов стали создаваться культурно-просветительные факультеты для подготовки организаторов и методистов клубного дела. В Московском государственном библиотечном институте такой факультет был организован в 1949 г., затем в 1951 г. открывается кафедра культурно-просветительной работы [5:64].
В конце 1960-х - начале 1970-х гг. открываются институты культуры в Челябинске, Краснодаре, Хабаровске, Казани, Кемерово, Куйбышеве, Барнауле, Перми, филиалы в Тамбове и Орле. В этих вузах уже изначально существовало два факультета – библиотечный и культпросветработы.
Начавшаяся в конце 1980-х г. перестройка по-новому поставила проблему реформирования образования в сфере культуры и искусства. Началось освоение мировой культурологической мысли, ознакомление с трудами зарубежных ученых, что повлияло на активизацию отечественной философии, эстетики, искусствознания в новых направлениях, с новых методологических позиций. К этому времени вузы культуры накопили значительный потенциал теоретико-методического знания, в них сформировались устойчивые исследовательские коллективы, проводились серьезные и многообразные по тематике и проблематике исследования сферы культуры. Назрела необходимость внесения изменений в содержание и качество подготовки специалистов, чьи функциональные возможности не ограничивались бы только организацией досуговой сферы. Остро встал вопрос подготовки теоретиков, историков, экономистов, менеджеров, социологов культуры.
Министерство культуры РСФСР в 1990г. уточнило наименование специальности Культурно-просветительная работа и организация самодеятельного творчества, разделив ее на специальность Культурология (с квалификациями: организатор-экономист социально-культурной сферы, социолог культуры, методист-организатор кино- и видеодела) и художественные специальности вузов искусств с присвоением педагогических квалификаций (дирижер хора (оркестра), педагог; режиссер театрального коллектива, педагог). Впервые прием на эти специальности был осуществлен в 1990-1991 учебном году в Московском, Ленинградском, Казанском, Челябинском, Куйбышевском, Пермском институтах культуры.
В Российском открытом университете в 1990 г. началось формирование факультета и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 г. на базе этого факультета была создана Высшая школа культурологии (ВШК) Московского государственного университета культуры (Минкультуры РФ) - единственное пока в России специальное учебное заведение, где ведется подготовка культурологов различных профилей и специализации [2:47].
В те же годы образуется и негосударственный Университет истории культур (УНИК), где развивается родственное культурологии филологическое образование с культурологическим уклоном (позднее это направление разовьет Московский Государственный лингвистический университет им. М.Тореза).
В числе основателей специального культурологического образования в стране следует назвать Г.В.Драча – в Ростове, С.Н.Иконникову – в Санкт-Петербурге, Г.И. Звереву, А.И. Арнольдова, Т.Ф. Кузнецову и А.Я. Флиера – в Москве.
Контрольно-измерительные материалы и интерпретация результатов тестирования
Начнем с привычных шкал термометра, вольтметра или обыкновенной школьной линейки. По положению ртутного столбика, стрелки вольтметра или штрихов линейки мы узнаем температуру, напряжение или длину, т.е. измеряем определенные характеристики определенных объектов. Результатом измерения является число ...
Развитие наглядно-образного мышления детей средствами конструирования
из бумаги
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать. В настоящее время м ...
Описание сущности педагогического опыта, условия его использования
В моей профессиональной деятельности мне очень повезло, последние годы я работаю с высокомотивированными, творчески одаренными коллегами и учащимися. В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности я в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогическ ...