Педагогическая деятельность предполагает наличие определенных групп характеристик личности, способствующих ее успешному выполнению. Уровень развития психических процессов и свойств личности проявляется в результатах деятельности. Влияние деятельности на человека теоретически доказано и практически обосновано Б.Г.Ананьевым, А.Н.Леонтьевым, Б.Ф.Ломовым, Б.М.Тепловым, С.Л.Рубинштейном и др.
Следует согласиться с А.Н.Леонтьевым, утверждающим, что "деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие".Предоставляемая студентам возможность вбирать разные знания, учиться думать, анализировать нацелена на новую педагогическую философию: с позиции глубокой интеллектуальной компетенции быть готовыми принимать деятельностно-личностное участие в решении профессиональных задач.
Проблема профессиональной подготовки требует уточнения понятийного аппарата, и связано с введением понятия «профессионализма».
В последние годы выполнен ряд исследований, в которых предпринята попытка раскрыть сущность и выявить структуру профессионализма педагогической деятельности: в одном случае ставится знак равенства между понятиями "профессионализм" и "мастерство"; в другом – уровень сформированности мастерства называют профессионализмом; это понятие ставят в один ряд с "самовоспитанием" и "самообразованием"; рассматривают как самостоятельную категорию, выражающую результат творческой педагогической деятельности.
Как отмечает А.К. Маркова, профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояние его психических качеств.
При анализе профессиональной деятельности педагога, профессионализм, по нашему мнению, следует рассматривать не только как способность к овладению, прежде всего, новыми образовательными технологиями, средствами, различными педагогическими нововведениями, но и учитывать то, что движет им в данной профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие внутренние ресурсы добровольно, и по внутреннему побуждению, вкладывает в свой труд.
Под педагогическим профессионализмом понимается комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности и включающих такие элементы, как гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, педагогические способности и педагогическая техника
Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и др. — составляют вторую группу компонентов педагогического профессионализма.
Профессионализм является показателем меры овладения общей и профессиональной культурой. Это не константный показатель, динамика его определяется спецификой труда учителя, творческой направленностью, осознанием значимости непрерывного пополнения арсенала педагогической и научно-исследовательской культуры. Относительно педагогической деятельности следует говорить о педагогическом профессионализме как о степени овладения общей и педагогической культурой за годы обучения в вузе.
Профессиональная деятельность многогранна. Высокие показатели по отдельным качествам, считающимся необходимыми для педагогической профессии, не обеспечивают успеха в целом. Учителя, имеющие одинаковые желательные качества для профессии, дают разный результат в работе. Успешность и неуспешность связаны не только со сформированностью профессионально важных качеств, но и со структурными характеристиками, прежде всего с системой взглядов на учебный процесс, на свою роль в нем, со степенью удовлетворенности и самореализации.
Педагог в конкретный исторический период должен обладать определенными качествами личности и владеть функциями, реализация которых позволяет ему удовлетворять ожидания общества. Однако, получив общую для всех учителей данного профиля профессиональную подготовку в учебном заведении и соответствующую квалификацию, он имеет, кроме всего прочего, свою индивидуальность, которая отражает его собственный мир, его особый жизненный путь, данную единичность в ее качественном своеобразии и в отличие от себя подобных, в противопоставлении типичному.
Индивидуальность педагога как профессионала предполагает особый стиль деятельности, складывающейся в целом из известных теории и практике приемов, - такая индивидуальность обусловлена синтезом индивидуальных особенностей развития человека и уровня его профессиональной компетентности. Процесс индивидуализации учителя в педагогическом труде может иметь разные выражения:
Идея интегративности образования
Во-первых речь должна идти об интеграции содержания образования в современной школе. Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят "конкурирующий" характер - они по логике выстраивания не дополняют друг друга (хотя это и декларируется), а противостоят - каждая - всем остальным, ...
Учитель права современной школы
Преподаватель права — один из важных субъектов обучающего процесса, от которого зависит, насколько грамотно и верно будет организовано правовое обучение и воспитание. Значит, стремление каждого родителя найти своему ребенку хорошего учителя не случайно, ведь именно он порой оказывает заметное влиян ...
Основные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка- инвалида увеличиваются. Жилье обычно не приспособл ...