Целью профессиональной подготовки к педагогической деятельности является формирование адекватной профессиональной направленности психических образований как формирование определенного выбора профессиональных предпочтений субъекта, обусловленных технологической подготовкой (в системах «Человек-Человек», «Человек-техника», «Человек-знак») и определенным индивидуальным стилем педагогической деятельности.
К собственно педагогической деятельности, относятся качества: научная подготовка учителя; личный учительский талант, последнее качество включает − педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство.
Е.А. Климовым выделен определенный набор качеств педагога как представителя профессии, относимой к типу системы «Человек-Человек».
В него входят качества: наличие устойчиво хорошего самочувствия в ходе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека; быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей; разбираться во взаимоотношениях людей; хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей.
Также для набора качеств личности этой профессиональной схемы свойственны: «умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции» (Н.В. Кузьмина).
При рассмотрении технологической деятельности с позиции предмета труда, обращает на себя внимание то, что в ней аккумулированы и другие схемы взаимоотношений и, прежде всего, в системе «Человек-Знак» и «Человек-техника». Знаковые, и в частности, языковые системы в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-исторического опыта, в то же время сами знаковые системы представляют собой предмет усвоения.
Анализ большого количества функциональных компонентов педагогической деятельности, выделенных различными авторами позволил выделить четыре основных: конструкторский, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный.
Так, Н.В. Кузьмина писала, что конструктивная деятельность учителя состоит в отборе и композиции учебно-воспитательного материала «соответственно целям деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям детей…».
А.К. Маркова вычленила «умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели». Эта ориентация должна иметь место в решении педагогической задачи вплоть до ее реализации в общении с учащимися.
Н.В. Кузьмина, полагая, что критерием правильного решения «длинного ряда задач» является продвижение учителя и учащихся к конечной цели деятельности, отмечала, что у отдельных учителей происходит «подмена конечных целей частными, происходит смещение целей, изменение акцентов в деятельности и нарушения в педагогическом процессе», т.е. учителя тренируются в использовании отдельных умений без понимания психолого-педагогической основы учебного процесса, что делает усвоенные умения «слепыми».
Очень важным оказывается и вопрос о содержании исследовательского компонента педагогической деятельности. Педагог, не владеющий профессиональной исследовательской культурой, работает по формуле: «Не изучаю, но воздействую». Отсюда – неизбежность «слепых» форм педагогического конструирования, смысловых барьеров в общении с учащимися, формализма, непригодности к педагогической деятельности, наконец.
По А.И. Щербакову исследовательская функция учителя проявляется в изучении ученика, класса, группы, наблюдении и анализе урока, при внесении нового в содержание обучения, апробации методов преподавания, анализе собственного опыта, критической оценке методических указаний, творческом решении педагогических задач. Действительно, исследовательская деятельность пронизывает всю педагогическую деятельность, и любое принятие решения без ее «участия» обречено на неудачу.
Коммуникативный компонент – здесь выделяют две стороны: педагогическое общение, осуществляемое во взаимодействии с учащимися, и контакты с коллегами и другими участниками педагогического процесса. Естественно первой стороне уделяется большое внимание, поскольку авторитет учителя в глазах школьника во многом определяется его коммуникативными качествами.
Специалисты единодушны относительно важнейшей роли педагогического общения в педагогической деятельности: педагогическая деятельность строится по законам общения; педагогическое общение – важнейшее орудие создания в классе атмосферы равенства, справедливости, чуткости; высокая культура общения – важнейшая предпосылка успеха всей воспитательной работы. Вместе с тем фактическое обретение учителями и студентами высокой компетентности в педагогическом общении оказывается большой проблемой.
Значение, задачи и функции контроля знаний
Контроль над качеством достижений учащихся в образовательном процессе является одним из важных средств повышения эффективности обучения биологии. На основе, полученной в результате проверки информации, учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школь ...
Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников
на занятиях в ДОУ
Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов и некоторые другие авторы относят к дошкольному возрасту возникновения способности самостоятельно образовывать продуктивные цели. При этом Л.Г. Лысюк отмечает необходимость культивирования взрослыми специфических детских видов деятельности: изобразительной, конструктив ...
Этапы становления технологического образования в
России
Предпосылки, оказавшие влияние на формирование технологического образования в России. К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I знач ...