Аналогия - вид умозаключения, выявление свойств одного предмета на основании сходства с другим. [РПЭ]
Сравнение (установление сходства и различия между объектами) лежит в основе аналогии. Если обнаруживается, что один из сравниваемых объектов имеет свойства a, b, c, а, а другой a, b, c, d, то мы можем предположить, что свойство d присуще и первому объекту, ибо оно не могло появиться вне связи со свойствами a, b, c. Теснейшая связь и взаимозависимость свойств материальных систем являются объективным основанием для применения метода аналогии. Аналогичными могут быть отдельные свойства, отношения, условия существования и т.д. Аналогии бывают качественные и количественные. Необходимо учитывать, что общие признаки могут быть абсолютно тождественными и просто сходными. Последнее встречается в большинстве случаев.
Тот факт, что звук и свет сопровождаются одними и теми же явлениями - отражение, преломление, дисперсия, интерференция и др., привёл Гюйгенса к мысли о волновой природе света.
В арсенале дидактических средств у учителя имеются такие аналогии, как рой комаров или дрейф льдин в реке при объяснении движения "электронного газа" в металлах; процесс испарения жидкости при объяснении термоэлектронной эмиссии и др. Знакомя учащихся с этими аналогиями, следует подчеркивать, что речь идет не о процессах единой природы, а о внешнем сходстве или единстве математического аппарата разных по существу явлений.
Процедура умозаключения по аналогии.
Она состоит в следующем. Ученики получают информацию о двух объектах, один из которых их интересует, а другой уже изучен. Выяснив, что два объекта имеют некоторые общие признаки и первый из них обладает еще некоторым признаком x, наличие которого у второго объекта пока неизвестно, делают предположение, что, очевидно, второму объекту этот признак также присущ. Для того чтобы обнаружить достоверность или неправильность такого выdода, нужно дополнительно исследовать объект либо с помощью эксперимента, либо посредством теоретических рассуждений.
Алгоритм действий
Организация информации.
Выбор типа аналогии.
Выяснение свойств или признаков у
а) известного объекта,
б) неизвестного объекта.
Нахождение общих свойств у известного и неизвестного объектов.
Выдвижение гипотезы (о наличии у неизвестного объекта новых свойств, сходных со свойствами известного объекта).
Проверка гипотезы опытом или рассуждениями.
Формулирование вывода.
Практика показала: сложны для учеников этапы 3-5. Им нужно уделять больше внимания.
В зависимости от природы сравниваемых предметов и характера общих признаков умозаключение по аналогии может привести как к истинному, так и к ложному выводу.
Условия успешности применения аналогии являются:
а) сходные признаки объектов должны быть существенными, и их число должно быть максимальным;
б) разные признаки у объектов должны быть несущественными, и их число должно быть минимальным.
Правильность аналогии всегда проверяется, в конечном счете, практикой (прямо или опосредованно). Ценность аналогии заключается в том, что она ведет к выдвижению гипотез.
В настоящее время в методике преподавания физики не реализована еще одна аналогия, использование которой позволило бы осуществить единый, обобщенный подход к формированию у школьников понятия о поле. Изучение гравитационного поля (на примере гравитационного поля Земли) позволило бы построить изучение электростатического поля по аналогии с гравитационным (с обращением внимания на принципиальное отличие этих типов взаимодействия: гравитационные силы всегда силы притяжения, электрические же - силы притяжения и отталкивания). Использование этой аналогии облегчит усвоение школьниками таких сложных понятий, как напряженность, потенциал, работа и энергия электрического поля и т.д. Конечно, закон всемирного тяготения (равно как и закон Кулона) опирается на идею дальнодействия - основную идею механической картины мира, однако было бы полезным показать ограниченность этой идеи уже при изучении классической механики, введя здесь предварительные представления о близкодействии (поле). Так можно провести аналогию, что у электромагнитной волны и света скорость распространения является схожей, и свету присуще некоторые корпускулярно-волновые свойства, из чего следует, что свет является электромагнитной волной.
Классификация моделей социально-педагогического управления
Вопрос о моделях управления — один из самых актуальных. В самом деле, абсолютное большинство управленцев связывают свои или чужие успехи с определенной моделью управления. Представляются интересными и полезными попытки различных зарубежных и отечественных авторов дать описание, показать характерные ...
Особенности военно-патриотического воспитания с
использованием средств физической культуры
Патриотизм - это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности советского патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традици ...
Условия развития воли младших
школьников средствами подвижных игр
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно во ...