Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации, утверждает Кларин М. В.(25), может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе, по ее мнению, ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей, и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как неличностная структура»
Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время, отмечает Левшина Н.И. (20), все чаще стали заменяться термином диагностика. Диагностика – это особый вид познания (диагноз в переводе с греческого означает «распознание, определение»).
По мнению Зверевой В.И. (25), педагогическая диагностика – процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в конкретный момент на основе использования необходимых для этого параметров.
Педагогический диагноз, в работе Никишиной И.В .(24), - это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.
Диагностика всегда представляет собой, утверждает Никишина И.В. (25), научно – практическую деятельность, а постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта, увидеть в частном общее типичное.
По ее мнению, диагностика педагогического мастерства, успешности педагога позволяет оптимально решать проблемы аттестации работников образования, так как устраняет субъективизм в оценке администрации образовательного учреждения. Однако руководителям образовательного учреждения, советует, помнить, что диагностика не самоцель, а лишь один из этапов работы с педагогами наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и поддержкой.
До недавнего времени педагогическая диагностика сводилась к элементарной проблеме оценки каких - либо признаков. Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной.
Основные функции диагностики рассматривает в своих исследованиях Лизинский В.М. (25):
Информационная функция – это постоянная информация всех участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Собственно – диагностическая функция – это психолого–педагогическое изучение обученности, воспитанности, развития ребенка, а так же уровня компетентности педагога.
Коррекционная функция – это дидактическая коррекция учебно–воспитательного процесса и психолого–педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития.
Ориентационная функция – это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ДОУ, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.
Аналитическая функция – это психолого–педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличии от контролирующей функции, направленной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно – следственные связи в учебно–воспитательном процессе между условиями и результатами обучения.
Наряду с диагностикой педагогической существуют и другие виды диагностики – социологическая и психологическая.
Назначение педагогического диагноза, утверждает Никишина И.В. (25), дать педагогу и руководителю оперативную и надежную информацию о том, как переплетаются во взаимодействии многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений. Поэтому диагностировать надо различные компоненты образовательно–воспитательного процесса, используя при этом целый комплекс различных методик.
Методы диагностики
Основы классификации |
методы |
содержание |
1. По степени «вмешательства» В поведение педагога. |
1. Наблюдение 2.Анкетирование 3.Тестирование 4.Интервьюирование 5.Сбор косвенных данных о педагоге. 6.Анализ документации. |
Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Метод социально – психологического исследования с помощью анкет. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Метод получения информации с помощью устного опроса. Отзывы о педагоге со стороны детей, родителей, коллег. Анализ содержания плана воспитательно–образовательной работы, карт индивидуального развития детей. |
Активные. |
1.Диагностический эксперимент 2.Создание ситуаций А)«выбора приоритетов» Б)«профессионального диалога» В)«отказа от стереотипов» 3. Анализ конкретных ситуаций. Организационно – деятельностные игры. |
Естественный эксперимент с постановкой диагностической цели. В ходе проигрывания ситуации педагог сопоставляет варианты решений, останавливается на главн6ом. Возможность посмотреть на одну ситуацию с разных сторон. Поиск творческих вариантов, неординарных выходов. Поиск оптимальных вариантов путем коллективной деятельности. |
2. По степени участия педагога в процессе диагностики. |
Субъективные, или прямые. Объективные, или косвенные. |
Осуществляется на основе того, что думает, представляет и сообщает педагог сам о себе. При которых труд педагога оценивается по показателям уровня обученности и воспитанности детей. |
3. По виду деятельности материала, на котором «протекает» диагностика. |
Специфические Неспецифические |
При которых о педагогическом мастерстве и готовности их к созданию собственной методической системы судят по выполнению специальных заданий в системе методической работы. По выполнению других видов деятельности воспитателя: воспитательной, организаторской и др. |
4. По признаку долговременности диагноза. |
Оперативные Долговременные |
Анализ отдельных поступков, устных и письменных ответов. Наблюдение за поведением. |
Особенности содержательного обобщения и
теоретического мышления
Содержательное абстрагирование и обобщение выступают как две стороны единого процесса восхождения мысли к конкретному. Благодаря абстрагированию человек вычленяет исходное отношение некоторой целостной системы и при мысленном восхождении к ней удерживает специфику. Вместе с тем это исходное отношен ...
Способы использования компьютера на уроках математики
При использовании информационных технологий в преподавании математики у учителей возникают некоторые проблемы: 1. Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего. 2. Иногда отсутствует методи ...
Экономические основы специального образования
Основные вехи в отечественной истории экономического развития специального образования: • указ князя Владимира (996) — Церковь должна осуществлять призрение убогих и неимущих, десятая часть казны передается для монастырей и богаделен; • в эпоху Петра Великого благотворительностью стали заниматься п ...