Диагностика организации методической работы в ДОУ

Страница 1

Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации, утверждает Кларин М. В.(25), может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе, по ее мнению, ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей, и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как неличностная структура»

Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время, отмечает Левшина Н.И. (20), все чаще стали заменяться термином диагностика. Диагностика – это особый вид познания (диагноз в переводе с греческого означает «распознание, определение»).

По мнению Зверевой В.И. (25), педагогическая диагностика – процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в конкретный момент на основе использования необходимых для этого параметров.

Педагогический диагноз, в работе Никишиной И.В .(24), - это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.

Диагностика всегда представляет собой, утверждает Никишина И.В. (25), научно – практическую деятельность, а постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта, увидеть в частном общее типичное.

По ее мнению, диагностика педагогического мастерства, успешности педагога позволяет оптимально решать проблемы аттестации работников образования, так как устраняет субъективизм в оценке администрации образовательного учреждения. Однако руководителям образовательного учреждения, советует, помнить, что диагностика не самоцель, а лишь один из этапов работы с педагогами наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и поддержкой.

До недавнего времени педагогическая диагностика сводилась к элементарной проблеме оценки каких - либо признаков. Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной.

Основные функции диагностики рассматривает в своих исследованиях Лизинский В.М. (25):

Информационная функция – это постоянная информация всех участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Собственно – диагностическая функция – это психолого–педагогическое изучение обученности, воспитанности, развития ребенка, а так же уровня компетентности педагога.

Коррекционная функция – это дидактическая коррекция учебно–воспитательного процесса и психолого–педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития.

Ориентационная функция – это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ДОУ, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.

Аналитическая функция – это психолого–педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличии от контролирующей функции, направленной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно – следственные связи в учебно–воспитательном процессе между условиями и результатами обучения.

Наряду с диагностикой педагогической существуют и другие виды диагностики – социологическая и психологическая.

Назначение педагогического диагноза, утверждает Никишина И.В. (25), дать педагогу и руководителю оперативную и надежную информацию о том, как переплетаются во взаимодействии многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений. Поэтому диагностировать надо различные компоненты образовательно–воспитательного процесса, используя при этом целый комплекс различных методик.

Методы диагностики

Основы классификации

методы

содержание

1. По степени «вмешательства»

В поведение педагога.

1. Наблюдение

2.Анкетирование

3.Тестирование

4.Интервьюирование

5.Сбор косвенных данных о педагоге.

6.Анализ документации.

Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения.

Метод социально – психологического исследования с помощью анкет.

Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.

Метод получения информации с помощью устного опроса.

Отзывы о педагоге со стороны детей, родителей, коллег.

Анализ содержания плана воспитательно–образовательной работы, карт индивидуального развития детей.

Активные.

1.Диагностический эксперимент

2.Создание ситуаций

А)«выбора приоритетов»

Б)«профессионального диалога»

В)«отказа от стереотипов»

3. Анализ конкретных ситуаций. Организационно – деятельностные игры.

Естественный эксперимент с постановкой диагностической цели.

В ходе проигрывания ситуации педагог сопоставляет варианты решений, останавливается на главн6ом.

Возможность посмотреть на одну ситуацию с разных сторон.

Поиск творческих вариантов, неординарных выходов.

Поиск оптимальных вариантов путем коллективной деятельности.

2. По степени участия педагога в процессе диагностики.

Субъективные, или прямые.

Объективные, или косвенные.

Осуществляется на основе того, что думает, представляет и сообщает педагог сам о себе.

При которых труд педагога оценивается по показателям уровня обученности и воспитанности детей.

3. По виду деятельности материала, на котором «протекает» диагностика.

Специфические

Неспецифические

При которых о педагогическом мастерстве и готовности их к созданию собственной методической системы судят по выполнению специальных заданий в системе методической работы.

По выполнению других видов деятельности воспитателя: воспитательной, организаторской и др.

4. По признаку долговременности диагноза.

Оперативные

Долговременные

Анализ отдельных поступков, устных и письменных ответов.

Наблюдение за поведением.

Страницы: 1 2 3

Особенности содержательного обобщения и теоретического мышления
Содержательное абстрагирование и обобщение выступают как две стороны единого процесса восхождения мысли к конкретному. Благодаря абстрагированию человек вычленяет исходное отношение некоторой целостной системы и при мысленном восхождении к ней удерживает специфику. Вместе с тем это исходное отношен ...

Способы использования компьютера на уроках математики
При использовании информационных технологий в преподавании математики у учителей возникают некоторые проблемы: 1. Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего. 2. Иногда отсутствует методи ...

Экономические основы специального образования
Основные вехи в отечественной истории экономического развития специального образования: • указ князя Владимира (996) — Церковь должна осуществлять призрение убогих и неимущих, десятая часть казны передается для монастырей и богаделен; • в эпоху Петра Великого благотворительностью стали заниматься п ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru