Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.
Таким образом, воспитание - процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учеников, конечная цель которого - развитие личности, нужной и полезной обществу.
Воспитание, как процесс и как система, имеет ряд особенностей:
- целенаправленность;
- многофакторность;
- сложность;
- длительность;
- непрерывность;
- комплексность;
- вариативность и неопределенность;
- двусторонний характер.
Одним из важнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем.
Эффективность воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости человека к воспитанию. Восприимчивость меняется с возрастом: чем младше ребенок, тем он восприимчивее. Но человек подвергается воздействиям всю жизнь. В зависимости от характера чувствительности люди делятся на три типа:
1) внушаемый, с высокой чувствительностью ко всяким воздействиям;
2) с высокой избирательной чувствительностью;
3) с низким уровнем восприимчивости к любым воздействиям.
Воспитание как целенаправленный процесс осложняется следующими обстоятельствами:
- наличием разнообразнейших влияний на ребенка, часто противоречащих друг другу;
- наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов;
- трудностью изучения внутреннего состояния учащегося;
- вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.
Цель воспитания - результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.
Цели подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.
Выделяются цели общие и индивидуальные. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.
В рамках одной воспитательной системы цель воспитания одна. Именно цель и средства ее достижения отделяют одну систему воспитания от другой.
Цель воспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижений философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства. В любом государстве цели воспитания в школе направлены на укрепление существующих общественных отношений.
В настоящее время делается попытка реализовать идею независимости воспитания от идеологии, выведения целей воспитания из общечеловеческих
ценностей и норм жизни. Практически воспитание исключается из образовательных учреждений и перекладывается полностью на семью.
История педагогики - это история зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания и педагогических систем. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
Проблема
оценки качества образования
Введение ЕГЭ является важным элементом формирующейся в нашей стране общероссийской системы оценки качества образования. Вместе с тем необходимо понимание того, что ЕГЭ не даёт исчерпывающей информации об уровне и качестве знаний выпускников школ. Поэтому должны получить развитие и другие формы оцен ...
Обработка и интерпретация
данных исследования
Согласно выполненным психодиагностическим исследованиям по методикам Дж. Холланда, ДДО Климова Е.А., методика изучения локус контроля, нами были статистически обработаны и получены следующие результаты. Методика Дж. Холланда. При изучении профессиональных предпочтений по данной методике в группе ис ...
Роль театрализованной игры в формировании межличностных отношений старших
дошкольников
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). [5] Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осм ...