требуется наглядно выразить взаимосвязанные величины (характеристики двигателей, диаграммы испытаний, графики процессов и т.п.);
необходимо упростить сложные объекты или показать принцип действия (схемы установок, процессов, принципиальные схемы и т.п.);
необходимо зафиксировать и показать взаиморасположение деталей изучаемого объекта в наиболее характерных моментах движения.
Требования к содержанию и изготовлению учебных плакатов
Содержание плаката должно соответствовать его тематике, определенной заголовком, и по возможности быть простым, наглядным.
Изображения на плакате должны быть достаточно крупными, чтобы их можно было четко видеть с любого места в учебном кабинете, классе.
Объекты иллюстраций на плакате должны изображаться в их естественных положениях.
Изображения объектов на плакате должны выполняться с соблюдением масштабных соотношений их частей, особенно если это главные детали.
Наиболее существенные элементы изображений на плакате следует выделять цветом. При этом окрашивание деталей, раскрывающих принцип действия или конструкции объектов, следует выполнять в более ярких тонах, по сравнению с второстепенными деталями.
Надписи на плакатах должны быть исполнены достаточно крупным и четким шрифтом; не следует перегружать плакат текстом, набранным мелким кеглем.
При компоновке содержания плаката следует помещать на нем не более трех-четырех изображений.
В тех случаях, когда мелкие детали на плакате имеют существенное значение, следует помещать их дополнительное изображение в увеличенном виде.
При необходимости размещения на плакате большого числа изображений их следует располагать в поле плаката в последовательности изучения.
Требования к отбору и изготовлению натуральных наглядных пособий
Следует отбирать для использования в качестве наглядных пособий натуральные объекты, имеющие ярко выраженные типичные признаки.
Пособие необходимо оснащать устройствами, позволяющими демонстрировать натуральный объект (особенно объект значительных размеров и значительной массы) со всех характерных для изучения сторон, - вращающимися подставками, поворотными устройствами, кантователями и т.п.
Выделять наиболее важные части пособия окрашиванием в разные цвета, кодированием цифрами, буквами и т.п.
Натуральный объект нужно освободить от кожухов, ограждений, защитных устройств, крышек и т.п. в целях возможности демонстрации его внутреннего устройства. Применять разрезы, вырезание смотровых окон, подсветку внутренних полостей, установку лампочек-сигнализаторов, специальное окрашивание внутренних полостей и отдельных деталей и т.п.
Необходимо обеспечить возможность быстрой разборки и сборки многодетального пособия, используемого при проведении практикума или лабораторно-практических работ.
Мелкие натуральные объекты нужно коллекционировать на специальных тематических щитах.
Широко использовать натуральные объекты средних размеров и массы (инструменты, приспособления, детали, приборы и т.п.) в качестве раздаточного наглядного материала.
Вопросы методики использования наглядных пособий
Наглядное пособие нужно использовать в тот момент, когда это необходимо по ходу учебного изучения материала.
Не следует перегружать урок демонстрацией наглядных пособий. Необходимо направлять внимание учащихся на наиболее важные признаки или качества изучаемого объекта, их сравнение и сопоставление, а также на те частные детали пособия, которые на первый взгляд кажутся незначительными.
Рационально сочетать демонстрацию и слово, при этом слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия.
Побуждать учащихся при рассмотрении наглядных пособий проявлять познавательную активность и самостоятельность, разъяснять способы использования результатов наблюдения.
Нетрадиционные формы проведения лекций
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. С помощью проблемн ...
Кризисность образования
Вступая в XXI век, необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть социальное образование и специалисты, выпускаемые высшей школой в ближайшее и отдаленное будущее. Какие бы оценочные суждения не давались уходящему XXI веку, все наиболее значимые его достижения так или иначе связаны с ...
Классификация уроков нетрадиционной формы для обучения лексике
Мы установили, что нестандартные уроки преследуют общую цель: поднять интерес обучаемых к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Для обучающихся это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных ...