Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля

Развитие образования » Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки » Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля

Страница 1

В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля.

Проблеме самоконтроля посвящены исследования психолога В.В.Чебышевой, так автор под самоконтролем понимает "проверку и оценку собственных действий и их результатов ., используемых механизмов, подготовленных и налаженных самим рабочим . Самоконтроль теснейшим образом связан с планированием и регуляцией деятельности. Совершаемая деятельность сопоставляется при этом с намеченным планом, и на основе сопоставления и оценки эта деятельность соответственно регулируется".

По мнению В. В. Чебышевой своевременный и тщательный контроль исполнителя за своими действиями и их результатами это одно из условий его успешной работы. Самоконтроль - важная часть трудового процесса и вместе с тем условие формирования трудовых навыков: « .овладение любым навыком у человека не может быть осуществлено иначе, как на основе самоконтроля .» [44, 22]. Из определения, самоконтроль связан с составлением мысленного плана действий и последующим сопоставлением его с реальной трудовой деятельностью.

По мнению психолога Н.Д.Левитова, сущность самоконтроля "заключается в том, что рабочий наблюдает за своими трудовыми действиями и полученными результатами, анализирует их, оценивает, сопоставляя результаты работы с теми, которые должны быть получены по плану, регулирует свою работу, чтобы поставленная в ней задача была успешно решена, а в ряде случаев проверяет целесообразность принятого планирования"[16, с.22]. Автор считает необходимым для осуществления самоконтроля наличие у работающего постоянного наблюдения за трудовыми действиями,

Роль, как следует из анализа, является неотъемлемой частью качественной подготовки квалифицированных кадров.

Таблица 1

Определение понятия и сущности самоконтроля

Автор

Определение

1. Педагогический

словарь

2. Л. В. Жарова

3. Г.И. Ажикин

4. А.С. Лында

5. В.П. Иваненко

6. Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьёва

7. В. В. Чебышева

7. Б.А. Душков, Б.А. Смирнов, А.В. Королев

Самоконтроль это сознательная регуляция и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

В широком смысле слова самоконтроль - это свойство человека, заключающееся в стремлении и умении регулировать свою деятельность и поведение.

Самоконтроль заключается в способности учащихся находить своей работе ошибки, исправлять и предупреждать их, сопоставляя выполненную работу с образцом.

Самоконтроль включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты процесса деятельности, позволяющие ученику на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями и сознательно регулировать их.

Сущность самоконтроля заключается в постоянном контроле учащегося за своими действиями, сопоставление результатов контроля с правильными действиями, принятыми за эталон, в корректировании дальнейших действий.

Самоконтроль - это способность человека устанавливать отклонение реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности - непременное условие осуществления самоконтроля.

Самоконтроль – это проверка и оценка собственных действий и их результатов …, используемых механизмов, подготовленных и налаженных самим рабочим… Самоконтроль теснейшим образом связан с планированием и регуляцией деятельности. Совершаемая деятельность сопоставляется при этом с намеченным планом, и на основе сопоставления и оценки эта деятельность соответственно регулируется.

Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль является неотъемлемым компонентом любой целенаправленной деятельности независимо от её конкретного содержания и условий осуществления, поскольку выполнение действия, направленного на достижение конкретной цели, всегда требует сравнения полученного результата с запланированным.

Страницы: 1 2 3 4

Организация, проведение и основные результаты подготовительного этапа эксперимента
Подготовительный этап эксперимента был проведен во вторых классах средней образовательной школы № 56 ст. Варениковской. Классный руководитель 2 «А» - Бабич Г.В. Количество учащихся в классе – 23 человека: девочек – 13, мальчиков – 10. Классный руководитель 2 «Б» - Ткаченко Л.Г. Количество учащихся ...

Выбор и обоснование психолого – педагогической системы требований к профессиональной подготовке будущих специалистов
Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке, соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут внедряться; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально-психолог ...

Результаты исследования влияния дидактических игр на развитие внимания учащихся 5 классов
Педагогический эксперимент чаще всего преследует цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (методы, приемы, формы организации учебной или воспитательной работы). Это значит, что с помощью эксперимента может и должна быть установлена причинная связь между проверяемыми педагоги ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru