1) создание у учащегося полного представления о содержании задания и понимание его цели;
2) четкое разъяснение всех составных элементов приема или упражнений по самоконтролю и последовательности их выполнения; технических условий и учебных требований, предъявляемых к выполнению приема, упражнения или обработке детали; типичных ошибок, допускаемых при выполнении приема, упражнения, и признаков, по которым можно контролировать правильность выполняемых действий; путей предотвращения и исправления этих ошибок;
3) систематический специальный инструктаж об устройстве, приемах обращения и умении правильно пользоваться измерительным и контрольно-проверочным инструментом для промежуточного и конечного контроля обработки деталей;
4) постоянный анализ и разъяснение прямых и косвенных признаков, по которым учащийся может непосредственно в процессе работы судить о степени правильности выполняемых им рабочих действий и о качестве получаемых результатов;
5) рассмотрение и использование эталонного изделия, технологических условий, ГОСТов, чертежей и т. д.[1, с. 123].
Рекомендуется систематически на каждом уроке обосновывать необходимость самоконтроля и требовать его выполнения каждым учащимся. Для этого тщательно объясняется содержание самоконтроля, в учебную деятельность учащихся включаются самопроверки как необходимый составной элемент овладения профессиональными навыками. При контроле за работой учащихся нужно постоянно требовать, чтобы перед сдачей своей работы (детали, изделия, объекта и т. п.) они обосновывали и показывали способы самоконтроля. Обнаруживая совпадение с образном, они испытывают удовлетворение, а найдя у себя ошибки, стремятся их устранить. Не рекомендуется рассматривать в таком случае лишь ошибочные примеры. Нужно показывать и анализировать и положительные примеры.
Самоконтроль, направленный на выявление ошибок и недостатков в учебной деятельности, побуждает учащихся искать причину этих недостатков, толкает их на пополнение, углубление и уточнение знаний. Самоконтроль начинает выступать не только как средство выявления действенных знаний и усвоения материала учащимися, но и как способ дальнейшего освоения его.
Успех самоконтроля зависит от объема, прочности и гибкости знаний, с которыми учащиеся соотносят выполняемую деятельность.
Важным разделом работы мастера производственного обучения, подавляющего большинства специальностей, является обучение учащихся технике измерения, пользованию контрольно-измерительными инструментами. Для этого должна быть проведем с учащимися система специальных упражнений. Целесообразно проводить эту работу с учащимися по звеньям [1, с. 124].
Проведенные исследования и практический опыт подтверждают эффективность применения специальных учебных карт по обучению учащихся технике измерения, инструкционных карт с графой «самоконтроль».
Непосредственный показ выполнения проверочных действии анализ ошибок и способы их устранения являются наглядным раскрытием ошибок и частных правил корректирования. Если отклонения носят единичный характер, мастер производственного обучения объясняет их отдельным учащимся. Если наблюдения за работой учащихся приводят его к выводу о типичности определенной ошибки в самоконтроле, то он привлекает внимании всей группы. Очень важно вовлечь учащихся в эту деятельность, вызвать у них интерес и сознательность в понимании корректирования.
При обучении учащихся самоконтролю следует примет эталонные изделия как в законченном виде, так и с частичной обработкой. Имея такие образцы, мастер производственного обучения демонстрирует их, указывает учащимся признаки, по которым обеспечивается самоконтроль.
Желательно, чтобы образцы были на каждом рабочем месте и учащиеся лично могли их видеть и сравнивать с ними свою работу. Важно показ сопровождать объяснением. Объяснение конкретизирует показ, определяет тот круг понятий, которые учащиеся должны усвоить и выполнить. Сличение учащимися результатов своего труда с образцом мобилизует их силы, вызывает желание добиться изготовления своего изделия в соответствии с образцом. Важно, чтобы обучение самоконтролю на основе эталонных изделий (как по отдельным элементам, так и по конечному результату) проводилось систематически.
Применение эталонов-образцов способствует развитию самостоятельности, так как учащиеся сравнивают, сопоставляют с ними свои изделия, устанавливают отклонения, делают выводы, вносят коррективы в свою работу. Рекомендуется во время производственного обучения и при инструктировании и выполнении заданий чаще практиковать всесторонний анализ качества изготовленных изделий, устанавливать причины допущенных ошибок и разрабатывать меры по их предупреждению и исправлению. Для этого в учебной мастерской всегда должны быть наборы деталей, инструмента, чертежей, эталонов и шаблонов, которые необходимы для организации и проведения с учащимися систематических упражнений по развитию навыков самоконтроля, приемов и способов самостоятельной работы.
Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка
Метод проектов возник еще в начале прошлого века, когда умы педагогов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка с целью научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике, т.е. ...
Виды нарушения произношения свистящих звуков
Межзубный сигматизм. Наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется ...
Использование уроков нетрадиционной формы для обучения лексике на среднем
этапе обучения
Так говоря о нетрадиционных уроках, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на принципы организации и проведения, периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Говоря об организации и проведения нестандартных уроков необходимо отметить, что в их основу положено несколько принципов: 1. ...