Понятие мышления

Страница 1

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Мышление опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны [25, с. 187].

Что представляет собой мышление как познавательный процесс? Каковы его отличия от других психических процессов? Односложно или однозначно нельзя ответить на эти вопросы, поскольку мышление самый сложный из процессов познания, причем его сложность такова, что превосходит даже возможности языка в однозначном выражении сути мышления. Дать исчерпывающее определение мышлению, ограничив его простым или единственным предложением, практически невозможно. Однако, мышление можно описать с разных сторон, использовав для этого несколько понятий.

Мышление - это познание окружающей действительности в тех её свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком (например, познание структуры микромира или химического состава веществ). [14,с.113]

Мышление - это опосредствованное познание мира, т.е. получение знания о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, машин и т.п.

Мышление в его абстрактном выражении - это движение идей, раскрывающая суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея. [8, с. 141]

Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в неё умственных и практических действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление как психический процесс изучался многими известными педагогами и психологами. Наиболее полно, по нашему мнению, исследовал этот аспект JI.C. Выготский, связывая процесс развития мышления с развитием речи. Пиаже Ж. характеризовал мышление как перевод информации с речи на символы. JI.C. Рубинштейн рассматривал мышление, как способ познания действительности, понимания того, как она устроена. А.Р. Лурия особо освещал практическую направленность мышления, то есть уже как способ взаимодействия с миром. Также он выделил связь языка и познания, их взаимовлияние. И.Н. Мамонов, как и А.Р. Лурия, связывал мышление с действием. O.K. Тихомиров рассматривал диалектическое свойство мышления, как отражение противоречий и закономерностей действительности. Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.

Мышление как познавательную теоретическую деятельность И.Н. Мамонов связывал с действием: «Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется».

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» [23, с.37].

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как:

Сравнение - мыслительное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

Анализ - мыслительное расчленение целого предмета, явления на его составные части, отдельные признаки.

Синтез - операция, обратная анализу: мыслительное объединение частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных в единое целое.

Классификация - распределение предметов, явлений по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Важен выбор основания классификации.

Абстракция и обобщение - выделение общих признаков;

Конкретизация и дифференциация - возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

Все эти операции, по мнению СЛ. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления - опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений) [22, с. 63].

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса Ж. Пиаже выделяет обратимость мыслительных операций. Мышление как процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод информации с языка образов на язык символов [19, с. 127].

Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Действуя в уме с образами, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Мышление опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны. Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышление само процесс, переход от единичного к общему и от общего к единичному, от явления к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление — это движение мысли. Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и ее продукта, процесса и его содержания, мышления и мысли. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.

Страницы: 1 2

Методика реализации стохастической линии в 6 классе
Основные задачи: Отработка умений и навыков в составлении и подсчете числа комбинаторных наборов. Показать учащимся как можно решать комбинаторные задачи с помощью рассуждений. Познакомить учащихся с правилом умножения при подсчете числа возможных вариантов, сформировать умения по его применению. П ...

Направления воспитывающей деятельности, способствующие гармоничному развитию личности ребенка 7-10 лет
Исходя из реальных функций, возможностей школы самбо, можно обозначить направления воспитывающей деятельности: учебно-тренировочные занятия; психологическое сопровождение; социально-педагогическая поддержка; организационно-массовая работа. В современной жизни, как никогда ранее, физическая культура ...

Социокультурные основы специального образования
Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX - начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в. Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностя ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru