Рассмотрим основные характеристики личностно-деятельностного подхода.
Первая характеристика заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе. Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание). Это означает, что приоритетным в разработке содержания на всех его уровнях должен стать такой его компонент, как ценностные отношения учащихся, мотивы их деятельности.
Ориентация на личностно-смысловую сферу реальна в школьной практике, если в образовательном процессе обеспечивается:
поддержка индивидуальности ребенка;
создание условий для удовлетворения образовательных, культурных потребностей учащихся, для выбора содержания и направлений получения образования;
содействие в развитии способов самореализации личности;
поощряющий, стимулирующий характер взаимодействия учителя и учащихся.
Вторая характеристика - включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс. Задача учителя заключается в том, чтобы личный опыт учащихся включить в общую структуру содержания учебного занятия и некоторым образом регулировать его развитие, а также использовать как фактор изучения программного материала. Учителю необходимо стимулировать учащихся к актуализации их субъектного опыта, создавать условия для согласования его с общественным опытом. Школьник в этой ситуации перестраивает прежние представления, генерирует новые знания, выходя за границы субъектного опыта.
Третья характеристика - культивирование уникального опыта ребенка. Индивидуальное видение, языки постижений, чувствования, эмоциональные отклики, интенциональность - все подлинно субъективное должно, по мнению В. А Петровского, быть оставлено в образовательном процессе.
Четвертая характеристика личностно-деятельностного подхода - признание ценности совместного опыта, ценности взаимодействия. Любая идея, которая рождается на учебном занятии, диалогична (а может быть и точнее полилогична) по своему происхождению. Данный факт необходимо осознавать и учителю и учащимся. Именно поэтому в рамках реализации личностно-деятельностного подхода становится актуальным создание условий для развития у каждого ученика умений и навыков работы в группе. Тем самым любая форма работы с учащимися (урок, семинар, коллективное творческое дело и др.), прежде всего, является коммуникативным событием.
Пятая характеристика личностно-деятельностного подхода - построение образовательного процесса на основе учета психофизиологических особенностей учащихся.
Шестая характеристика - переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и др.).
Седьмая характеристика - изменение позиции педагога-информатора (контролера) на позицию координатора.
Учитель должен выступать как организатор процесса и создатель условий для раскрытия, реализации и развития потенциала ребенка.
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист. Деятельность педагога включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личн ...
Половое воспитание – важный фактор полноценной семьи
половой воспитание психосексуальный семья Правильное половое воспитание необходимо и для гармоничных супружеских отношений — важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в труде, хорошего настроения, т. е. всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровь ...
Методика проведения формирующего эксперимента
Для проведения обучающего эксперимента была взята экспериментальная группа старших дошкольников с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, ДОУ Компенсирующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское. Занятия проводились на основе принципов систематичности, последовательности, индивидуал ...