Представители государственных институтов, общество, педагогическая общественность выказывают озабоченность проблемами выбора приоритетных направлений развития системы исторического образования, повышения его качества и эффективности.
Широко обсуждается эффективность избранной модели Единого государственного экзамена и целесообразность сохранения традиционных форм экзамена, введение “портфолио” учащихся, соотношение ЕГЭ и олимпиад. Часть педагогов по-прежнему хотела бы работать в рамках линейной структуры. Поэтому развитие структуры образования на основе принципов концентризма или линейности всё ещё остаётся актуальной проблемой.
Актуальным является вопрос о применимости к условиям российской школы мирового педагогического опыта, накопленного в историческом образовании странами Европы и США, в частности, компетентностного, многоперспективного и поликультурного подходов.
Анализ состояния исторического образования в образовательных учреждениях Российской Федерации показывает, что его эффективность и качественный уровень далеко не в полной мере соответствуют индивидуальным и общественным запросам. Так, в частности, не завершено создание целостной системы исторического образования, отвечающей требованиям современного глобализирующегося и динамично развивающегося мира.
Анализ практики становления и деятельности отечественной системы исторического образования позволяет выявить ряд существенных противоречий:
— между необходимостью чётко определить приоритеты и направления развития российской системы исторического образования в условиях развития информационных ресурсов и явно недостаточным уровнем научной разработки этой проблематики;
— между концептуальными идеями, определяющими содержание, формы и методы школьного исторического образования в современном мире, и реальными возможностями государства, общества, учреждений системы образования адекватно реализовать их в педагогической практике;
— между поликультурным характером российского общества и существующей традицией построения образовательного процесса преимущественно на основе ценностей и культурных предпочтений титульного большинства населения в субъектах Российской Федерации;
— между запросами граждан на получение качественного образования и недостаточным уровнем научного осмысления тенденций и перспектив развития образования, отвечающего условиям глобализации;
— между современными концепциями исторического образования и традиционной системой подготовки и повышения квалификации преподавателей истории.
Среди конкретных недостатков действующей системы исторического образования можно отметить следующие:
— слабая в ряде случаев заинтересованность образовательных учреждений в удовлетворении изменившихся образовательных запросов граждан;
— недостаточный уровень восприятия системой образования мировых тенденций, ориентированных на достижение школьниками конкретных результатов, способных обеспечить их социализацию;
— недостаточное внимание к формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях (подчеркнём, что в странах Запада эта проблема решается в русле компетентностного подхода);
— недостаточное внимание к теории и практике поликультурного, многоперспективного и компетентностного подходов к образованию и повышению квалификации самих педагогов, которые в большинстве случаев просто не знают (или недостаточно знают) о мировом педагогическом опыте.
Серьёзная проблема в развитии системы исторического образования, заключается в том, что не преодолено противоречие между современными мировыми тенденциями и традиционными для отечественной системы классическими подходами к изучению истории, не определены пути адаптации мирового педагогического опыта к условиям Российской Федерации.
У нас приоритетом образовательного процесса по-прежнему остаётся преимущественно усвоение фактических знаний, а не формирование умения применять эти знания в конкретной жизненной ситуации. Вместе с тем мировая образовательная практика всё более ориентируется на освоение востребованного информационной эпохой компетентностного подхода, предполагающего в первую очередь приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям.
Проблемы профессиональной
подготовки будущих специалистов в педагогических вузах
Современная педагогическая и психологическая наука предполагает различные системы профессиональной подготовки студентов в зависимости от их индивидуальных возможностей и различий, и с учетом ряда других факторов. Сделать такое количество учебных программ, которое бы учитывало большинство из них, - ...
Идея диалогического подхода
Практическая реализация рефлексивного подхода ставит проблему характера взаимодействия участников образовательного процесса и, в частности, актуализирует вопрос о типе воздействий в условиях рефлексивного управления. В психологии понятие "воздействие" связывают с изменением индивидуальног ...
Основные аспекты профессионального мастерства специалиста культуры
В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений сферы культуры. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей в связи ...