Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями

Развитие образования » Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями

Страница 9

Параллельно этой работе реализуются словарные задачи и задачи по формированию интонационной выразительности.

Обследуя детей с различными речевыми дефектами (фонетико-фонематическим недоразвитием, со стертой формой дизартрии, акустико-фонематической дислалией, заиканием, нарушением речи при снижении слуха), мы обратили внимание на ряд интонационных нарушений:

· нечеткое восприятие и воспроизведение мелодических рисунков фраз;

· логопедического ударения;

· ритмических и логоритмических структур;

· ошибочное употребление словесного ударения;

· ограниченные возможности голоса;

· изменение темпо-ритмической организации речи в сторону ее убыстрения или замедления.

C учетом вышеуказанного логопедическая работа над всеми компонентами интонации проводится в следующей последовательности:

1.

От общего представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;

2.

От различных видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи;

3.

От усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале;

4.

От различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Чтобы подготовить детей к восприятию интонационной выразительности, нужно создать предпосылки для усвоения лексического (словесного), логического ударения, правильного членения фразы. Для этой цели мы использовали ритмические упражнения, а также упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Работа над ритмом нами проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Эта работа осуществляется в следующей последовательности:

1. Прослушать изолированные удары. Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами (значки).

2. Прослушать серии простых ударов и показать карточку.

3. Прослушать серии акцентированных ударов и тоже показать карточку.

Работа по развитию воспроизведения ритма включает следующие упражнения:

· отстучать по подражанию (без опоры на зрение) изолированные удары;

· отстучать по подражанию серии ударов;

· записать условными значками предложенные для восприятия удары и их серии;

· самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии.

Для развития силы голоса наиболее эффективными, на наш взгляд, являются упражнения с гласными:

· удлиненное произнесение звуков

У У

АУ _

АУИ ;

· усиление голоса (беззвучная артикуляция, шепот, тихо, громко): гласные, прямой счет, называние дней недели, проговаривание предложений с изменениями силы голоса.

Мама ушла ДОМОЙ;

· ослабление голоса в аналогичном порядке;

· упражнения на развитие высоты голоса: «укачивание», «ступеньки», проговаривание стихов.

После подготовительных упражнений переходим к усвоению интонационных структур в импрессивной речи. Мы предлагаем начинать с самой простейшей интонации – повествовательной, после чего осуществляем переход к вопросительной и восклицательной. В практическом виде это будет так: педагог читает текст без интонационного оформления первый раз, а во второй раз – выразительно, с интонационным оформлением. Выясняется, какое чтение больше понравилось. Чтобы закрепить у детей в памяти слуховой образ мелодики повествовательного предложения, мы отмечаем, что завершенность высказывания достигается за счет сильного понижения голоса на ударном слоге последнего слова синтагмы. Говорим так: «Когда что-то кому-то мы хотим сообщить, то говорим спокойно, чуть понижая голос в конце фразы». Для анализа предлагали предложение, произнесенное с повествовательной интонацией, а дети определяли, что оно выражает (вопрос, восклицание или сообщение). Способ обозначения повествовательной интонации – карточка с изображением точки. А утвердительный жест руки, идущей сверху вниз, служил наглядным средством для ее распознавания.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Задачи, содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности
В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, термин «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с п ...

Результаты экспериментального исследования
Проведенные к группе второклассников исследования показали следующие результаты (таблица 2 в приложении 3). Как видно из диаграммы 1 (приложение 4) четверо ребят имеют высокий уровень сформированности навыков чтения вслух и про себя. Это Артамонова О., Биккулова Н., Гавриличев А. и Левицков П. Прич ...

Наглядность в обучении праву
Еще в XVII в. известный чешский педагог Ян Коменский (1592—1670) доказал, что в процессе обучения большую роль играет так называемый принцип наглядности, который позволяет ребенку быстрее запомнить и понять даже самое сложное явление. Он писал: «Начало познаний необходимо всегда вытекает из ощущени ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru