До недавнего времени главным результатом обучения и воспитания детей считались усвоенные ЗУН. Однако социально-экономические преобразования в обществе происходят очень быстро и непредсказуемо. Современным детям приходится жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором живут их родители. Поэтому на сегодняшний день главный результат обучения и воспитания зависит от уровня развития способности к самостоятельным действиям, от умения принимать самостоятельные решения в качественно новых условиях.
Для успешного функционирования в современном мире, по мнению Б.Г. Ананьева, юношество должно обладать двумя противоположными качествами:
Устойчивым, твердым ядром личности (направленности), мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями.
Человек должен обладать гибкостью мышления, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию, т.е. быть открытым ко всему новому [Ананьев 1980: 5].
Анализ различных подходов к рассмотрению этой сложной противоречивой проблемы свидетельствует, что одним из реальных путей ее решения является включение учащихся в исследовательскую деятельность, так как она в наибольшей степени способствует подготовке учащихся к жизни в современном мире.
Во многих странах Западной Европы, в США существуют направления по поиску и работе с талантливой молодежью. Можно сказать, что в этих странах происходит «образовательная революция», направленная на поиск будущей научной элиты.
Проблемой развития у учащихся одаренности и творческих способностей путем вовлечения их в исследовательскую деятельность занимаются многие психологи и педагоги: И.Д. Чечель, Н.И. Дереклеева, А.В. Леонтович, А.И. Савенков, А.И. Доровской, А.В. Хуторской и др. В их работах ключевой проблемой всего педагогического процесса выступает проблема мотивации. Осознание учеником идеи творческого поиска и создание внутреннего интереса ученика к познанию мира, себя, и себя в этом мире – очень трудоемкий процесс, но результат оправдывает средства.
Следует подчеркнуть, что возникла не только острая потребность, но и появились объективные предпосылки для включения школьников в исследовательскую работу непосредственно в школе. Одной из них является накопленный опыт такой работы в рамках научных обществ учащихся в бывшем СССР, начиная с 1967 года. Н.И. Зильберберг отмечает некоторые из новых предпосылок:
1. Практически в каждой школе страны имеются современные компьютеры, которые могут быть использованы в процессе организации исследовательской деятельности учащихся.
2. Многие школы России в настоящее время ведут исследовательские работы, связанные с реализацией программ развития, разработанных в школе. При выполнении этих программ проблема развития учащихся, как правило, является одной из центральных, на ней сосредоточено внимание всего педагогического коллектива школы.
3. В рамках реализации различных программ (связанных с информатизацией системы образования) проводится подготовка педагогов не только к работе с компьютером, но и подготовка к применению проектных технологий.
4. В настоящее время в России проводятся различные конкурсы, на которых школьники не только могут представить результаты своих исследований, но и получить их объективную оценку, познакомиться с мнением ведущих учёных о том, что сделано ими.
5. Большое число школ страны участвуют в экспериментах по организации предпрофильного образования и работы профильной школы. Одна из основных идей предпрофильной школы является идея портфолио. Для того чтобы подготовить портфолио, школьник может выполнить какое-то исследовательское задание.
6. Важной предпосылкой расширения исследовательской деятельности школьников является и то, что многие вузы страны разработали и реализуют программу дистанционного обучения. В рамках таких программ школьники могут готовиться к исследовательской деятельности и выполнять исследования под руководством преподавателей, аспирантов и студентов вузов. Школьники заинтересованы в этом и потому, что это повышает их шансы поступить в вуз [Зильберберг 2006: 205–206].
Программа исследования: цель, задачи, предмет и объект исследования, характеристика
выборки
Цель моего исследования: проанализировать особенности развития мышления и мотивации младшего школьника. Объектом исследования являются мышление и мотивация учения детей младшего школьного возраста. Предметом является процесс динамики развития мышления и мотивации учения детей младшего школьного воз ...
Социально-педагогический потенциал детского досуга
Лето – это период, наиболее благоприятный для интенсивного обмена между детьми духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами, тщательно оберегаемыми от внимания и возможного вмешательства взрослых. Лето – это встреча с настоящей, не загнанной за ограды, природой. Человек как часть п ...
Упражнение - задание - тестовое задание: точки пересечения
В отечественной методической литературе и педагогической практике давно сосуществуют два, на первый взгляд, дублирующих друг друга понятия - «задание» и «упражнение», которые тем не менее с точки зрения теории речевой деятельности, психологии, уровневой теории владения языком различаются Так, напри ...