В исследовательских задачах исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменим в образовательном процессе.
Важным условием обеспечения процесса формирования исследовательских умений и навыков у учащихся является отбор содержания образовательной среды. По мнению Т.В. Дворецкой, развивающая образовательная среда – это созданная учителями, учащимися и родителями атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности, составная часть общения и воспитания [Дворецкая 2001: 24]. Нужно стремиться к созданию творческой атмосферы. Она должна быть максимально вариативной, разнообразной по содержанию и способам деятельности. На это направлена деятельность администрации школы, учителей, методических объединений и т.д.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Основной целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности школьника, ее самоопределения и самореализации.
В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
– выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской работы;
– обеспечить овладение учащимися методами научного познания в процессе исследовательской деятельности;
– сформировать у учащихся мотивацию, потребность в такого рода деятельности;
– дать школьникам полноценные, хорошо ими осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
– помочь развитию творческого мышления школьников;
– способствовать формированию у школьников интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
– сформировать у учеников умения и навыки ведения исследовательской работы;
– приобщить учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
– сформировать у них умения самостоятельно, творчески мыслить;
– развить коммуникативные способности;
– создать условия для расширения среды общения и получения информации;
– помочь в выборе профессии и т.д.
Решающее значение во всей работе имеет представление исследования. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах могут быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.
Среди форм организации исследовательской деятельности учащихся А.И. Савенков выделяет экспресс-исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследования – кратковременное исследование по предложенной педагогом тематике. Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.
Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Их методическая сторона может быть поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:
ребенок выделяет и ставит проблему;
предлагает возможные варианты решения;
собирает материал;
делает обобщения;
готовит проект (доклад, макет и др.);
защищает проект.
В зависимости от выбранной темы А.И. Савенков подразделяет и долговременные, и экспресс-исследования на следующие виды:
фантастические, если темы ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
теоретические, если темы ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.;
эмпирические, если темы предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Методы и приемы обучения основ изограмотности детей младшего дошкольного
возраста
Методы обучения – это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки. Детям необходимо разъяснить, что следует делать, в какой последовательности выполнять действия, и, что особенно важно, показать и пояснить, как следует действовать, то е ...
Упражнение - задание - тестовое задание: точки пересечения
В отечественной методической литературе и педагогической практике давно сосуществуют два, на первый взгляд, дублирующих друг друга понятия - «задание» и «упражнение», которые тем не менее с точки зрения теории речевой деятельности, психологии, уровневой теории владения языком различаются Так, напри ...
Модели инвалидности
Процесс демократизации социальной политики, происходящий в России, постепенно изменяет отношение общества к проблеме инвалидности. Общество начинает приобретать более широкое понимание проблемы инвалидности как социального явления. Люди, имеющие инвалидность, все реже и реже рассматриваются как без ...