Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе

Страница 4

Принципиальное допущение известной неопределенности, нестрогости проявляется как готовность не настаивать на абсолютности выводов, отказаться от слишком жестких концептуальных схем и классификационных рамок. Некоторые творческие индивидуальности превыше всего ценят риск и непредсказуемость результата.

Стремление к конвергентному мышлению. Мыслительная деятельность направлена на отыскание единственного правильного ответа (которые приводятся в разделе «Ответы и решения»). В данном случае правильнее говорить не о левополушарном мышлении, которое повинно в «зашоренности», а о способности концентрировать внимание на деталях, когда это необходимо. Такой способностью в высшей мере обладала один из самых известных премьер-министров Великобритании Маргарэт Тэтчер. С «микроскопических» технических деталей она мгновенно переключалась на проблемы глобального масштаба.

Способность к дивергентному мышлению, ничем не ограниченному, когда единственного правильного ответа не существует. За этой характеристикой закреплен статус имманентного (внутренне присущего) признака творческого мышления. Именно на нее опираются психометрические методы измерения творческих способностей.

Желание не быть похожим, осознанный вызов традиции, признак лидера в сфере идей. Дерзость в мыслях и умение подчинять других своей воле – это не одно и то же. Интеллектуальным лидерам свойственна острая неприязнь ко всему, в чем воплощен дух официального авторитета – от объективных научных законов, принципов до конкретных носителей «зла» – институционализированной, иерархической системы.

Высокая самодисциплина, проявление сознательности творческого мышления. Но даже самодисциплина подкрепляется интересом, увлеченностью (в таких случаях говорят: «с головой ушел в работу»), а без этого начинает давать осечки.

Стремление к совершенству. Чем крупнее преодолеваемое препятствие, тем выше поднимается «планка» возможного. Желание быть первым, достичь совершенства – важная составляющая мотивации.

Готовность идти на риск в решении самых трудных задач с неподдающимся прогнозированию результатом. Небезопасным также может оказаться противопоставление своих взглядов общепринятым, пресловутому здравому смыслу.

Эти характеристики в совокупности создают среднестатистический когнитивный образ творческой личности. Однако они описывают только малую часть тех весьма разноплановых и емких определений феномена творческого мышления. Разноуровневый и разноаспектный характер данных критериев позволяет с достаточной уверенностью рассчитывать на объективную оценку степени готовности старшеклассника к научно-исследовательской деятельности.

Мы рассмотрели наиболее существенные критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности. Необходимо отметить, что для начала исследовательской работы не обязательно наличие у учащихся всех приведенных критериев. Приоритетным остается большое желание и огромное стремление старшеклассника к поисковой деятельности, самообразованию и самореализации, а что касается остальных качеств, то при условии грамотной организации работы школьного научно-исследовательского общества учитель имеет возможность способствовать формированию у учеников такого качества как креативность.

Страницы: 1 2 3 4 

Педагогические условия формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Педагогические условия (дидактические средства)- орудия труда педагога и инструменты познавательной деятельности детей. Средства: - комплекты наглядно- дидактического материала для занятий; - оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; - методические пособия для воспитателя и конспекты; - ...

Планирование межпредметных связей
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных план ...

Подходы к поликультурному образованию
Концепции Авторы Цель поликультурного образования Ведущие идеи Аккультурационный подход 1. Много-этническое образование Боос-Нюнниг, Зандфукс Создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп; изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru