Необходимым условием организации исследовательской деятельности учащихся является наличие навыков научного исследования у их учителей. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Поэтому организацией исследовательской деятельности учащихся должен заниматься учитель-исследователь.
Процессу организации исследовательской деятельности старшеклассников, предшествуют такие моменты как: определение задач, содержания, форм и методов, которые бы способствовали относительно быстрому вовлечению данных учащихся в исследовательскую деятельность.
При организации исследовательской деятельности учащихся учителю предстоит решить ряд задач, основными из которых являются следующие:
– выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
– сформировать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
– сформировать умения и навыки ведения исследовательской работы;
– приобщить учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
– сформировать умения самостоятельно, творчески мыслить;
– развить коммуникативные способности;
– создать условия для расширения среды общения и получения информации.
Для того чтобы старшеклассник захотел участвовать в научно-исследова-тельской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть он должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.
Наиболее распространенными формам организации исследовательской деятельности учащихся в школе являются: НОУ, теоретические занятия (в том числе по методологии исследования), написание научных квалификационных работ (рефератов, докладов, тезисов, статей), диспут, предметные кружки (факультативы), практические занятия, творческие занятия и др.
Среди критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности выделяют:
– креативность, в том числе и в отношении мышления;
– стремление старшеклассника к поисковой деятельности;
– усердие;
– готовность отстаивать свои убеждения;
– самокритичность;
– дивергентное мышление;
– способность разрабатывать гипотезу научного исследования, то есть видеть проблему и находить способ ее решения;
– участие в научно-исследовательских конференциях;
– творческий оптимизм-то есть ориентировка на успех, позитивный настрой;
– динамика развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей и др.
Рассматривая психолого-педагогические предпосылки подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности, особое внимание следует обратить на возрастные характеристики школьников, а также связанные с ними и психологически обусловленные ими основные виды деятельности.
Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся способствовал выявлению ряда психолого-педагогических условий для повышения эффективности организации исследовательской деятельности учащихся.
К психологическим условиям относятся:
Формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности, которое предполагает чтение лекций по разъяснению личностной и общественной значимости исследовательской деятельности, как для учащихся, так и для учителей; популяризацию успехов учащихся; организацию встреч с учеными; проведение школьных олимпиад, конференций, творческих конкурсов; разработку системы поощрений и др.
Сущность понятия «пространственное мышление»
Задача дифференциации учащихся в системе непрерывного образования требует разработки и применения таких диагностических методик, которые позволяли бы выявлять и оценивать психические свойства и качества, значимые для успешности усвоения различных систем знаний, овладения рядом профессий, для личнос ...
Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России
1. Анализ исторических документов показывает, что восточные славяне проявляли терпение и сострадание к людям с отклонениями в развитии. Это чувство нашло отражение в христианской концепции деятельной любви к ближнему. В 996 г. князь Владимир возложил функцию призрения на церковь. В XI в. в Киево-Пе ...
Проведение пробно-поискового эксперимента
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. По данным исследований, в памяти человека остается часть услышанн ...