Воспитательные традиции христианских народов

Развитие образования » Воспитательные традиции христианских народов

Страница 2

Родители стремились воспитывать в детях смелость, трудолюбие, правдивость, честность, вежливость, почтительное отношение к старшим. Воровство, трусость, леность считались страшнейшими пороками. Крестьянские избы не запирались на замок. Лентяев и пьяниц «справные» крестьяне презирали. Гуляния по престольным праздникам не в счет: «справный» мужик ума не пропивал, потому что знал, что за него никто не напоит, не накормит скотину, никто не вспашет, не запасет сена.

Дети в крестьянской семье с раннего возраста приобщались к труду. О степени взросления ребенка судили не по тому, как он одет, а по тому, что он научился делать. Ребенок воспитывался в труде и именно в нем учился искать для себя удовлетворение. Уже шестилетний малыш любил домашнюю работу, гордился своим участием в ней наравне со взрослыми. Вспомним поэму Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Отрывок из нее под названием «Мужичок с ноготок» ребятишки заучивают наизусть еще в начальной школе. Но интерпретируется он односторонне. Учителя говорят детям о ранней эксплуатации детей в крестьянской семье по причине ее крайней нищеты. А о том, что ребенок гордится своим трудом, что работает с удовольствием и испытывает чувство собственного достоинства, современные учителя чаще всего умалчивают.

Большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Многие детские игры (лапта, например), включая в себя бег, прыжки, метание предметов, вырабатывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались навыки социального поведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в двух-трехлетнем возрасте. Дальнейшее обучение верховой езде делало из подростков и юношей лихих наездников. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь демонстрировала свою удаль.

Немалая роль отводилась умственному воспитанию. Долгими зимними вечерами в грамотных крестьянских семьях устраивались коллективные чтения. В сибирской крестьянской семье можно было услышать о Ледовом побоище, Куликовской битве, опричнине, Смутном времени, о расколе православной церкви, о реформах Петра Первого и многом другом.

На семейных посиделках говорили о Державине, Крылове, Пушкине, Лермонтове, Сурикове, Есенине, Майкове и других русских поэтах.

В семьях ценили опрятность. Женщины по субботам до блеска выскабливали полы в избе, столы. Не бывало случаев, чтобы раз в неделю перед баней не сменялось Постельное и нательное белье, которое проглаживалось паровым утюгом или тщательно прокатывалось рубелем. Только в чистых рубахах выходили пахари на ниву и косари на покос.

Важнейшим правилом было воспитание у детей уважения и почтительности к старшим. Действовал принцип: «Старший сказал — делай». И неважно, кто был старшим: отец или дед, старший брат или сосед Старики особо почитались. На улице при виде старика замедляли шаг, снимали шапку, спешили поклониться. Нарушение этого правила не проходило незамеченным. Крестьянская община «чужих» детей не знала. Старший обязательно спрашивал провинившегося: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду». И тот непременно сообщал дома (отцу, деду) о своем проступке и обязательно подвергался самому суровому внушению, а то и наказанию.

Вечерами старики действительно собирались, беседовали о прошлой и настоящей жизни. Молодежь в их разговоры никогда не вмешивалась.

При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни.

Важную роль в воспитании играло и общество сверстников. Молодежь участвовала в различных состязаниях, колядовала, славила Христа, водила хороводы, общалась на вечерних посиделках, пела русские народные песни и частушки. Случаи хулиганства или озорства были редкими. Жизнь в деревнях и селах била ключом и была полнокровной.

Немало внимания уделялось религиозному воспитанию подрастающих поколений. Рано внушались ребенку идея Бога, сущность греха, праведная жизнь. С молитвами садились за стол и заканчивали трапезу. Религиозное воспитание осуществлялось в церковноприходских и сельских школах, где изучались Евангелие, священная история и Жития святых. Поощрялось и светское школьное образование. Родители и сельская община порой стремились дать необходимое образование одаренным крестьянским детям.

Домашние воспитатели — дедушка и бабушка. Поскольку мать и отец были заняты тяжелым земледельческим трудом, старики последние годы своей жизни посвящали внукам. Они становились главными воспитателями детей, передавая им нравственные нормы и заповеди, трудовые кавыки и народные знания. Общаясь с дедушками и бабушками, дети усваивали важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать того, что они не велят, нельзя бездельничать, когда мать и отец трудятся, нельзя требовать от родителей того, что они дать не могут.

Страницы: 1 2 3 4 5

Идея диалогического подхода
Практическая реализация рефлексивного подхода ставит проблему характера взаимодействия участников образовательного процесса и, в частности, актуализирует вопрос о типе воздействий в условиях рефлексивного управления. В психологии понятие "воздействие" связывают с изменением индивидуальног ...

Преподаватель как субъект Болонского процесса
Наряду со студентом - главным действующим лицом Болонского процесса, субъектом Болонского процесса выступает преподаватель. Обеспечение академической мобильности в Европе означает устранение всех препятствий свободному передвижению преподавателей, исследователей и административного персонала для ра ...

Рекомендуемые виды учебной деятельности
Учитель может начать с простого вопроса: «Безразличны ли вы к погоде?» Это определенно вызовет оживленный обмен мнениями, будут упоминаться различные погодные ситуации и высказываться пожелания о том, как было бы хорошо уметь предсказывать погоду. После этого учеников можно вывести на улицу для наб ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru