Правовые основы организации предпринимательства учащиеся изучают самостоятельно по учебнику. Прочитав материал, ребята делятся на группы, где:
— разрабатывается пошаговая модель деятельности тех, кто хочет заняться предпринимательством. (С чего следует начать? Куда можно обратиться? В какой форме выгоднее организовать бизнес?)
— предположим, что ребята решили организовать юридическое лицо. Пусть они разъяснят это понятие, охарактеризуют вид коммерческой организации и т. д. (Такой прием носит игровой характер; возраст ребят, их деятельность условна; ученикам можно поручить познакомиться с конкретными документами юридических лиц и т. д.)
2. Рассмотрение второго вопроса можно начать юмористической страничкой. Учитель просит выслушать ситуацию и пояснить, к какой отрасли правы мы обратимся в случае конфликта: «На корабле плыли цыгане. Команда судна решила заставить их трудиться по покраске корабля. Стороны заключили договор: «Цыгане, с одной стороны, а капитан корабля «Вихрь», с другой, обязаны покрасить корабль. Цыгане получают за работу N рублей. Дата. Подписи сторон». Через два дня цыгане работать прекратили, покрасив судно только с одной стороны. Капитан недоумевал. Цыгане пояснили, что свою сторону корабля они покрасили, следовательно, условия договора выполнили, в срок уложились. Результат достигнут».
Рассматривая ситуацию, ученики должны пояснить, что отношения сторон регулировались областью гражданского права, в рамках которой заключаются договоры подряда. Безусловно, цыгане не поняли смысловую нагрузку фраз, обозначенных в соглашении.
В случае конфликта мы не станем обращаться к трудовому законодательству, ибо трудовое право регулирует взаимоотношения работников в процессе труда и по поводу труда. В данной ситуации сторонам был важен результат, а не организация самого процесса труда.
Важным документом, скрепляющим отношения работодателя и работника, является трудовой контракт.
На доске вывешивается схема.
Трудовой контракт
Учитель просит прочитать обучаемых в книге, что означают следующие слова:
Профессия — это вид трудовой деятельности, определяемый характером и целью трудовых функций : юрист, врач, строитель.
Специальность — это более дробное деление профессии, одна из ее разновидностей. Например, врач может быть терапевтом, хирургом, окулистом, педиатром и т. д.
Строитель: плотник, каменщик, маляр. Юрист: нотариус, юрисконсульт и т. д.
Квалификация степень и вид профессиональной обученности, т. е. уровень подготовки, опыта, знаний поданной специальности и т. д.
Так школьники усваивают смысл понятий.
Класс делится на несколько групп, каждая из которых решает задачу.
Группа 1
Подскажите, как следует вести себя Иванову Алексею, которому исполнился 21 год, при приеме на работу во время собеседования.
Группа 2
Кузнецов Николай заключил контракт с директором фирмы «N» сроком на 1 год. Но через месяц нашел себе новое место работы. Подав заявление об уходе за 2 недели, он был удивлен тем, что директор не отпускает его. Разгорелся конфликт. Николай пояснял, что он не крепостной и соблюдает все нормы трудового права. Как урегулировать конфликт?
Группа 3
Михайлов Виктор заболел, взяв на неделю больничный лист. Но работодатель возмутился: выполнять работу оказалось некому. Пришлось пригласить Сидорчука Ивана, который встал на место прежнего работника. Возвратившись после болезни, Виктор узнал, что он уволен по производственной необходимости. Теперь его рабочее место занято.
Возник серьезный конфликт.
3. Из курса «Обществознание» для 8—9 классов учащиеся знают, что многие взаимоотношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми регулируются нормами семейного права.
Учащимся предлагается рассмотреть институт брака и пояснить, пользуясь материалом учебника, СК РФ, какие юридические правила нарушены в следующих ситуациях:
|
Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся в
средних классах
В ходе анализа теоретических исследований по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков у учащихся средней школы мы, прежде всего, определили важность коммуникативного общения в повседневной жизни. От умения человека общаться зависят успешность профессиональной деятельности, активность ...
Опытная работа по развитию
воли младших школьников во внеурочное время
Следующим этапом нашей работы стала реализация программы формирующего эксперимента по развитию воли младших школьников во внеурочное время, с учётом выявленных в ходе диагностики данных. Программа предполагала: - подбор и проведение после уроков игр, способствующих развитию целеустремлённости, выде ...
Особенности формирования экономических знаний у умственно отсталых школьников
Анализ литературы, теория и практика педагогических исследований показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее остро они проявляются при начале учёбы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из школы, при поступлении в специальные учебные заведения. Ряд этих ...