Динамика и причины роста детской инвалидности

В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации,т.е. 4,5% всей детской популяции, относящиеся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2002 году в органах социальной защиты населения состояли на учете 642 тыс. детей- инвалидов в возрасте до 18 лет, что составляет 2% от общей численности детей и подростков в целом по стране.(О положении детей в РФ, государственный доклад,2002г.)

Хотя дети-инвалиды относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, существует принцип, различающий эти две категории детей. Согласно концепции социокультурной политики в отношение детей-инвалидов в Российской Федерации, лицо с ограниченными возможностями имеет временными или приобретенные (не врожденные) ограничения жизнедеятельности. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Понятие «дети-инвалиды» является юридическим термином, используется для категории детей, находящихся под социальной защитой государства вследствие значительного ограничения жизнедеятельности, приводящего к социальной дезадаптации по причине нарушения развития или роста.

В последнее время под влиянием прогрессивных тенденций антидискриминационной политики, в отношении инвалидов, используют выражение «дети с ограниченными возможностями».

Понятие «ограничение» рассматривается с разных точек зрения и, соответственно, неодинаково истолковывается в профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, социальном праве, психологии, педагогики.

Детская инвалидность - проблема всего общества. Наличие столь значительного количества детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть предметом особых забот для России. Дети- инвалиды имеют гораздо меньше шансов реализовать себя в качестве равноправных граждан страны - получить образование и сделать профессиональный выбор. Большинство из них находятся в прямой зависимости от конкретных мер государственной социальной политики, направленных на образование и занятость инвалидов, с одной стороны, а с другой - от попечительства родных, не только осуществляющих уход, но и ответственных за удовлетворения их потребностей.

Распределение детей - инвалидов по возрастному составу достаточно неравномерно. Регистрация инвалидности у детей происходит в разные периоды роста, до 18- летнего возраста по мере выявления у них серьезных отклонений в состоянии здоровья. Так по данным Андреевой О.С. среди детей- инвалидов одного года составили всего 0,3% . Анализ возрастного состава показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10-14 лет(47%), второй по численности дети 5-9 лет(29%), третья - дети в возрасте 0-4 года (14%).

К основным причинам инвалидизации детей относятся осложнения беременности в результате различных, в том числе экзогенных воздействий, бытовые травмы, рост хронической заболеваемости.

Увеличение численности детей- инвалидов с достижением следующей возрастной ступени происходит по мере того, как обнаруживается заболевание, приводящее к ограниченным возможностям здоровья. В том числе за счет более позднего выявления отклонений в развитии, становящихся заметными для родителей в период взросления детей, а так же с резким возрастанием умственных и физических нагрузок во время обучения в школе с которыми больной ребенок не в состоянии справится. Уменьшение численности детей- инвалидов в возрасте старше 15 лет объясняется, скорее всего, тем, что для назначения инвалидности детям старшего возраста используются более жесткие критерии.

Ведущее место среди причин инвалидности у детей занимают физические нарушения – 75% (среди них – 23,2% опорно-двигательные и 25% с нарушением внутренних органов). Умственные нарушения занимают менее четверти от всех заболеваний вызывающих инвалидность- 20%.

По мнению экспертов, инвалидность устанавливают лишь каждому 5-6 ребенку (в 19% случаев) из числа имеющих стойкие нарушения здоровья. Не все дети даже со стойкими нарушеньями здоровья имеют выраженные ограничения жизнедеятельности, свойственных их возрасту.

Формы и методы контроля знаний
Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. В соответствии с задачами, содержанием и принципами обучения методы контроля должны обеспечить: - достаточно полное, точное и оперативное получ ...

Выявление уровня самоконтроля учащихся на уроках производственного обучения
Экспериментальное исследование по выявлению влияния планирования и самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки проводилось при изучении предмета «Слесарное дело» на базе Череповецкого лесомеханического техникума им. В.П. Чкалова. Характеристика образовательного учреждения приведен ...

Контроль знаний: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов
Проблема контроля образовательных достижений учащихся, вовсе не новая для школы, в настоящее время приобретает особую актуальность. В известной мере это связано с процессами демократизации в системе общего образования. Сосуществование в нашей стране различных по уровню и профилю типов школ, работаю ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru