Для развития детей шестого и седьмого года жизниспециалисты рекомендуют использовать такие методы и средства, как игровая деятельность; физическая нагрузка и упражнения; использование конструктировов и проектирование моделей. Естественно, при планировании упражнений для детей такого возраста задания требуются более сложные, с задействованием фантазии и памяти. Программа рассчитана по меньшей мере на 4 часа в неделю со средней периодичностью занятий 2 раза в неделю.
1) Определение степени развития тактильной чувствительности посредством узнавания предметов на ощупь – для этого как правило требуются наборы мелких игрушек.
2) Упражнение на проверку навыков движения руками – его вариациями могут быть задания нарисовать нитью контуры игрушки либо по определенному образцу выложить нитью контуры предмета на шероховатой поверхности. Речь может идти о выкладывании узоров из круп и мелких камешков, о лепке из пластилина или глины.
3) Рисование орнаментов и узоров посредством копирования показанного узора.
4) Для тренировки мышц кисти руки – выполнение упражнения по сжатию и разжиманию пористых губок; нанизывание колец разной величины на стержень; использование цветных клубков ниток для перематывания либо ниток с бусами, бисером, пуговицами, поскольку упражнения с тонкими и мелкими вещами полезны для навыков захвата и ловкости отдельных пальцев руки.
5) Использование различных предметов, которые предусматривают конструирование – речь идёт о сборе матрёшки, складывании домиков и машин из кубиков, складывании мозаики.
6) Упражнения с завязыванием и развязыванием узелков на веревочках и ленточках разной длины и толщины.
7) Различные виды рукоделия, как-то: шитье, вышивание, вязание спицами/крючком.
Необходимое педагогическое условие вышеизложенных процессов –отношения в форме диалога со взрослым, в процессе которых осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком.
Итак, содержание и условие педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики, на любом этапе взросления ребёнка от младенчества до 6-7 лет заключается в следующем: необходимо создать предметно-развивающую среду, которая позволила бы каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Она должны побуждать детей к самостоятельности, быть представлена в разнообразных формах, и безусловно соответствовать опыту и интересам детей.
Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут каждый день. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, целесообразно включать в занятия логопеда и воспитателя, ведь кроме прочего они способствуют повышению внимания и работоспособности детей. Они могут проводиться также в часы игр и во время прогулок. В случае, если ребёнку сложно самостоятельно выполнять движения пальцами, рекомендуется проведение индивидуальных занятий с т.н. пассивным движением пальцев, то есть с помощью взрослого. После необходимых тренировок движения совершенствуются и дети учатся выполнять их активно.
Можно смело делать вывод о том, что мелкая моторика рук у детей требует не меньшего внимания, чем общая моторика. Занятия по развитию мелкой моторики у дошкольников гармонично вписываются в систему дополнительного образования для детей, которое может осуществляться как самими родителями, так и – в возрасте от 3х лет – воспитателями детских садов, а также сотрудниками детских центров дополнительного образования, в том числе специализирующихся на дошкольной подготовке в течение года перед началом занятий в школе. В первые годы жизни ребёнка нужно приложить максимум усилий для предотвращения слабого развития общей и мелкой моторики, чтобы затем не столкнуться с общей неготовностью ребёнка к письму. Развитие мелкой моторики чрезвычайно положительно сказывается на речевых способностях ребёнка, подготовливает ребёнка к основным задачам, которые возникнут в школе – умению рисовать, писать, активно участвовать в практических занятиях, задействующих разные по форме материальные предметы. От того, насколько рано начнётся работа по улучшению моторики и координации движений и насколько ловкими станут кисти и пальцы к 6-7 годам жизни, во многом зависят последующие успехи в обучении в школе.
Инновации в обучении праву
О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении Слово «инновация» появилось в исследованиях ученых XIX в. и означало введение отдельных элементов культуры в другую среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной этнографии. Педагогические инновации стали предме ...
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов, которая ...
Технология уровневой дифференциации
Одной из действующих технологий обучения русскому языку становится технология уровневой дифференциации, при которой обязателен переход от усвоения учащимися всего излагаемого учителем учебного материала к обязательности усвоения только точно указанного. Учебный процесс строится так, чтобы ученики с ...