Для развития детей шестого и седьмого года жизниспециалисты рекомендуют использовать такие методы и средства, как игровая деятельность; физическая нагрузка и упражнения; использование конструктировов и проектирование моделей. Естественно, при планировании упражнений для детей такого возраста задания требуются более сложные, с задействованием фантазии и памяти. Программа рассчитана по меньшей мере на 4 часа в неделю со средней периодичностью занятий 2 раза в неделю.
1) Определение степени развития тактильной чувствительности посредством узнавания предметов на ощупь – для этого как правило требуются наборы мелких игрушек.
2) Упражнение на проверку навыков движения руками – его вариациями могут быть задания нарисовать нитью контуры игрушки либо по определенному образцу выложить нитью контуры предмета на шероховатой поверхности. Речь может идти о выкладывании узоров из круп и мелких камешков, о лепке из пластилина или глины.
3) Рисование орнаментов и узоров посредством копирования показанного узора.
4) Для тренировки мышц кисти руки – выполнение упражнения по сжатию и разжиманию пористых губок; нанизывание колец разной величины на стержень; использование цветных клубков ниток для перематывания либо ниток с бусами, бисером, пуговицами, поскольку упражнения с тонкими и мелкими вещами полезны для навыков захвата и ловкости отдельных пальцев руки.
5) Использование различных предметов, которые предусматривают конструирование – речь идёт о сборе матрёшки, складывании домиков и машин из кубиков, складывании мозаики.
6) Упражнения с завязыванием и развязыванием узелков на веревочках и ленточках разной длины и толщины.
7) Различные виды рукоделия, как-то: шитье, вышивание, вязание спицами/крючком.
Необходимое педагогическое условие вышеизложенных процессов –отношения в форме диалога со взрослым, в процессе которых осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком.
Итак, содержание и условие педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики, на любом этапе взросления ребёнка от младенчества до 6-7 лет заключается в следующем: необходимо создать предметно-развивающую среду, которая позволила бы каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Она должны побуждать детей к самостоятельности, быть представлена в разнообразных формах, и безусловно соответствовать опыту и интересам детей.
Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут каждый день. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, целесообразно включать в занятия логопеда и воспитателя, ведь кроме прочего они способствуют повышению внимания и работоспособности детей. Они могут проводиться также в часы игр и во время прогулок. В случае, если ребёнку сложно самостоятельно выполнять движения пальцами, рекомендуется проведение индивидуальных занятий с т.н. пассивным движением пальцев, то есть с помощью взрослого. После необходимых тренировок движения совершенствуются и дети учатся выполнять их активно.
Можно смело делать вывод о том, что мелкая моторика рук у детей требует не меньшего внимания, чем общая моторика. Занятия по развитию мелкой моторики у дошкольников гармонично вписываются в систему дополнительного образования для детей, которое может осуществляться как самими родителями, так и – в возрасте от 3х лет – воспитателями детских садов, а также сотрудниками детских центров дополнительного образования, в том числе специализирующихся на дошкольной подготовке в течение года перед началом занятий в школе. В первые годы жизни ребёнка нужно приложить максимум усилий для предотвращения слабого развития общей и мелкой моторики, чтобы затем не столкнуться с общей неготовностью ребёнка к письму. Развитие мелкой моторики чрезвычайно положительно сказывается на речевых способностях ребёнка, подготовливает ребёнка к основным задачам, которые возникнут в школе – умению рисовать, писать, активно участвовать в практических занятиях, задействующих разные по форме материальные предметы. От того, насколько рано начнётся работа по улучшению моторики и координации движений и насколько ловкими станут кисти и пальцы к 6-7 годам жизни, во многом зависят последующие успехи в обучении в школе.
Дидактические игры и упражнения по
разделу “Ориентировка в пространстве”
На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространс ...
Распределение родительских ролей по уходу за детьми с ограниченными
возможностями
Адаптация семей к ограниченным возможностям детей часто происходит за счет выполнения родителями традиционных семейных ролей. Исследование показывает, что отцы, как правило, имеют оплачиваемую занятость и исполняют роль кормильцев (97%), а матери - “домохозяек” (72,4%). Разделение занятости отцов и ...
Проверка
умения ребят работать по обобщенному плану
В старших классах общеобразовательной школы №24 проводился эксперимент с целью проверить умение ребят работать по обобщенному плану при работе с физическими величинами. Оба класса – 10 А и 11 А – имеют социально – экономический уклоны и наиболее успевающие среди параллельных классов. Каждый ученик ...