Понятием «воля» оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре С. И. Ожегова [32, с. 298] воля трактуется, как «способность осуществлять поставленные перед собой цели».
Рассматривая общественно историческую обусловленность воли, нами отмечено, что способность к волевым действиям возникает с переходом наших предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля - это специфически человеческая сторона психики, так как животное пассивно приспосабливается к природе, и лишь для человека характерен труд - сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы. Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно-исторических условий, в зависимости от условий материальной жизни общества. Характер целей и побуждений человека определяется тем, интересы какого класса он представляет. Поэтому волевое поведение одних людей направлено на общественно значимые цели, а других - подчинено эгоистическим побуждениям.
Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Находясь в коллективе и занимаясь трудом, учением, игрой, человек воспитывает свою волю.
Воля может проявляться не только в больших, но и в малых делах. Для маленького ребенка проявление воли и в маленьком деле - хорошая школа волевых поступков и действий.
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная регуляция активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия нормальной жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим в указанной выше задаче выделяется два основных волевых действия - активизация (побудительная, стимулирующая) и торможение
Волевые или произвольные действия проявляются у человека не сразу.
Волевое действие каждого человека неповторимо, так как является отражением его индивидуальности. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяются качества, характерные для каждого человека: сила воли, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, энергичность, настойчивость, самооценка, самоконтроль, уравновешенность, независимость, мужество, организованность, дисциплинированность, деловитость и др.
Мы не случайно остановились на перечислении волевых качеств, потому что при рассмотрении понятия воли, ее характеристике, выявлении факторов развития воли, при выделении критериев уровня сформированности воли мы будем основываться именно на этих качествах.
Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, учеба, труд, спорт немыслимы без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные и субъективные помехи, усталость.
Поэтому тема данного исследования: «Воспитание воли младших школьников средствами подвижных игр».
И мы не случайно обратились к этой теме, она кажется наиболее важной и интересной, так как ребенок проходит начальные этапы своего становления именно в младших классах.
Проблема исследования: выявить условия использования подвижных игр для воспитания воли у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: обоснование условий использования подвижных игр для воспитания воли у детей младшего школьного возраста.
Объект: процесс развития воли у учащихся начальной школы.
Предмет: подвижные игры как средство воспитания воли у младшего школьника.
- Гипотеза: Процесс развития воли у младших школьников будет протекать с большим эффектом, если учитель при организации педагогической деятельности будет опираться на знание индивидуальных и физиологических особенностей младших школьников; применять разнообразные подвижные игры для развития воли;
- учитывать выявленные в ходе диагностики возрастные, половые, личностные особенности и возможности для развития воли младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить современные подходы к определению сущности воли, морально-волевых качеств и пути их развития, для чего проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Выявить особенности и факторы развития воли младших школьников.
3. Изучить уровень развития воли у младших школьников;
4. Провести практическую работу по развитию воли младших школьников.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование;
- метод беседы;
База исследования:
Условия развития воли младших
школьников средствами подвижных игр
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно во ...
Творческие задания как способ мотивации к изучению
английского языка
Я проходила педагогическую практику в ГУ «Физико-математическом лицее» во 2 «а» классе. На начальном этапе внедрения творческих заданий мы провели анкетирование. Этот результат зафиксировали в таблице. В течении практики мы использовали творческие задания, в конце практики мы провели точно такое же ...
Формирование познавательных интересов на уроках чтения у младших школьников
через произведения М. Пришвина
Все дети любят читать и слушать чтение. Но уроки чтения не являются для школьников любимыми. Ведь любимые для многих — трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других — физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любя ...