Изучение уровня развития волевых качеств у младших школьников

Страница 1

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах , но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах.

Для формирования учебной деятельности большое значение имеет развитие воли, а воля также развивается в деятельности (трудовой, учебной, игровой и др.)

Такое взаимообусловленное воздействие ещё раз подтверждает, насколько важно исследование данной проблемы.

Опытно-практическая работа включала в себя три этапа:

- констатирующий, на котором мы ставили целью выявить исходный уровень развития волевых качеств у младших школьников.

- формирующий, предполагающий осуществление практической деятельности по развитию воли у младших школьников во внеурочной деятельности.

- контрольный, позволяющий определить эффективность работы, проделанной на государственной педагогической практике.

При определении критериев уровня развития волевых качеств мы намерены исходить из следующих положений:

- уровень развития волевых качеств характеризуется:

▪ знаниями (понимание того, что значит быть волевым человеком, какие качества считаются волевыми);

▪ отношением к этим знаниям (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных ориентаций и установок);

▪ поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных ситуациях);

- в жизни человека его знания, отношения и поступки связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (коллективизм, добросовестность, самокритика, решительность, чувство долга, дисциплинированность, организованность, смелость и др.);

- наличие у учащихся этих качеств можно считать показателем развитой воли человека.

Уровень развития воли у младших школьников можно установить, изучив их представления (знания) о соответствующих волевых качествах, отношении ребёнка к ним, а также устойчивость и силу проявлений этих качеств в конкретной деятельности.

Соответственно этому могут выделяться следующие уровни развития волевых качеств:

1 уровень низкий: Несколько расплывчатое представление о волевых качествах. Ребёнок не старается приложить волевые усилия при выполнении задания. Делает то, что легче и интереснее, даже если это может навредить ему. К обязанностям нередко относится халатно, не проявляет к ним ни интереса, ни желания их выполнять. Имеет место проявление эгоизма.

2 уровень средний: Знание волевых качеств, но эти качества не стали чертами личности, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределённое (неустойчивое). Если сталкивается с трудностями, препятствиями, то начинает действовать, чтобы преодолеть их. Но при любом удобном случае готов пойти обходным, более лёгким путём. Не переусердствует при выполнении поручений, но данное слово сдержит. По своей воле лишние обязанности на себя не возьмёт. Неприятную работу постарается выполнить, но только после уговоров или попыток отказаться от неё. Недостаточно устойчивое проявление волевых качеств в деятельности, в поведении.

3 уровень высокий: чёткое и правильное представление о волевых качествах, активно-положительное отношение к ним со стороны личности. Устойчивое проявление в деятельности и поведении хорошо развитых волевых качеств. Готов к выполнению любых поручений. Не боится трудностей, в преодолении их старается идти до конца. Не бросает дело, если возникают непредвиденные обстоятельства, старается найти выход.

Страницы: 1 2 3 4

Информационные технологии и их роль в повышении профессиональной компетентности специалиста культуры
Как показала практика, в настоящее время высокого уровня мастерства в выбранной сфере деятельности уже не достаточно. Эффективность повседневной работы, носящей в большинстве случаев творческий характер, требует от личности широкого и качественного образования и культурного развития. Другими словам ...

Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая программа
Следующим шагом в исследовании стал формирующий этап, целью которого является развитие межличностных отношений старших дошкольников с использованием развивающей программы. Назначение программы: Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 лет), имеющих трудности в межли ...

Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики
1. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Лингвисты рассматривают язык как сложное многоуровневое ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru