Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года к числу приоритетных задач в сфере образования относит создание условий для повышения качества общего образования. Одно из этих условий – введение новых государственных стандартов общего образования, который предусматривает существенные изменения в структуре и корректировку содержания курсов биологии. Стандартом предусматривается усиление прикладной, практической направленности.
Содержание школьного биологического образования тесно взаимосвязано с развитием биологической науки, оно отражает основы наук о живой природе, учитывает уровень ее развития, что постоянно учитывается при совершенствовании содержания образования.
Изменение содержания, целей образования не изменяет основных дидактических принципов в биологии: единство обучения, воспитания и развития; научности и систематичности; сознательности и активности; доступности. Давно признанным «золотым правилом дидактики» является обоснованное использование принципа наглядности.
Учитель биологии использует большой арсенал наглядных средств обучения - натуральных и изобразительных: статичных и динамичных, на печатной основе, аудивизуальных и других. Наиболее ценными для обучения школьников являются натуральные объекты, за которыми ребята могут наблюдать и ставить опыты, однако сбор натуральных объектов, их хранение, и содержание сопряжено с определенными трудностями. Такие трудности можно преодолеть самым доступным для учителя биологии способом – выращиванием комнатных растений.
Тема моей курсовой работы весьма актуальна, так как комнатные растения могут быть использованы как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех разделах курсов «Введение в биологию и экологию», «Растения», «Общие закономерности», «Общая биология», а также при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. Кроме того, комнатные растения могут использоваться учителем во внеурочной и внеклассной работе.
Основная цель данной работы - исследование возможности использования комнатных растений для формирования научного, экологического мировоззрения школьников и ответственного отношения к природе и формирования практических умений.
В связи с этим в работе решались следующие конкретные задачи:
1) Определить роль и место комнатных растений в процессе обучения и воспитания школьников на уроках биологии;
2)Рассмотреть применение комнатных растений в процессе изучения темы «Цветковые растения»
3) Разработка уроков с применением комнатных растений
*Объект исследования – использование наглядности при изучении раздела «Растения»
*Предмет исследования – методика применения комнатных растений при изучении раздела «Растения»
Гипотеза исследования:
- если использовать комнатные растения в учебном процессе при преподавании биологии в средней школе, то это позволит сформировать научное мышление, повысить познавательную деятельность школьников, развить наблюдательность при выполнении практических работ, будет способствовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся.
Направления воспитательной
работы
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы ил ...
Половое воспитание – важный фактор полноценной семьи
половой воспитание психосексуальный семья Правильное половое воспитание необходимо и для гармоничных супружеских отношений — важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в труде, хорошего настроения, т. е. всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровь ...
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста
Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоциональной благополучной, благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания актив ...