Отряд детского лагеря обладает двойственной природой. Во-первых, он является объектом целенаправленных воздействий вожатого и других взрослых. Во-вторых, отряд — это в значительной мере самостоятельно развивающееся образование, функционирование которого подчинено особым социально-психологическим закономерностям.
Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию.
Рассмотрим специфику каждого из этих процессов в наших условиях.
Адаптация — процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил.
В рассматриваемых нами ситуациях адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников. Уверенному и безболезненному протеканию процесса адаптации детей к условиям нового коллектива способствует своевременное определение законов отряда и основных норм общения.
Эти простые правила регламентируют условия жизнедеятельности ребят в детской группе, ставят их в равные, одинаковые условия по отношению друг к другу, что позволяет им легче взаимодействовать, чувствовать личную и коллективную ответственность, проще устанавливать дружеские связи. Чем больше ребята узнают друг друга, тем легче и интенсивнее идет процесс адаптации. Хороши и очень полезны для этого игры на знакомство, просто игры, первый отрядный разговор у костра или свечи — у живого огня, а также любые другие, общие для детей совместные мероприятия.
Коммуникация — процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов. Коммуникативный процесс играет существенную роль в развитии межличностных отношений детей. Эти отношения возникают в ходе свободного общения, коллективных, творческих дел, трудовых десантов, игр, бесед, дискуссий, в свою очередь способствуют развитию процесса идентификации.
Идентификация — уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом. Для обеспечения оптимального управления процессом межличностного общения детей педагогу очень важно знать три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий, адекватно отражающих какой-либо источник восприятия.
Подражание — это копирование или повторение поведения, качеств другого человека. Сличение — это определенная «сверка» личностью каких-либо своих качеств с качествами другого человека — «эталона» и внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью достижения эталонного соответствия. Увлечение — повышенное стремление к кому-либо, интерес, неосознанная ориентация на поступки того или иного лица. При благоприятном протекании предыдущих процессов успешно реализуется процесс интеграции. Данный процесс проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «мы». Обобщенный показатель интеграции детского коллектива — сплоченность, единство всех членов отряда. Важнейшими факторами, обеспечивающими групповую интеграцию, являются руководство, осуществляемое вожатым в сотрудничестве с активом отряда, а также коллективные дела, игры и другие формы межличностного взаимодействия ребят. При формировании коллектива начинать нужно с создания духа непринужденности, добросердечия, взаимопонимания и доверия. С первых дней вожатый должен обозначить для детей общественно значимую перспективу. Сделать это можно во время беседы с ребятами, на вечернем «огоньке», на сборе отряда, предварительно определив их интересы, возможности и эмоциональный настрой. Последующие действия педагога могут быть такими: вовлечение ребят в совместную деятельность по реализации обозначенной перспективы (включая постановку целей, планирование и проведение ключевых дел); формирование детского самоуправления; использование игры и других форм деятельности, привлекательных для ребят; создание традиций отряда и следование им; включение отряда во взаимодействие с другими отрядами лагеря. Так как отряд – это сложная педагогическая система, требующая управления, необходимо рассмотреть стили управления отрядом с позиции таких ученых как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др [37]., и современных исследователей – Г.Л. Шереш, С.А. Шмаков и др. [39]
Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной
проблеме
Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах, пуранах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие люди и злодеи наделяются чертами уродст ...
Формы тестовых заданий
В современной тестологии (Аванесов В.С., Челышкова М.Б., Майоров А.Н. и др.) различают 4 типа заданий в тестовой форме: задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, задания в открытой форме или на дополнение, задания на установление правильной последовательности и задания на установле ...
Познавательная активность
Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности обучающихся. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у обучающихся учебной активности. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – зал ...