Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях

Развитие образования » Методика работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях » Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях

Страница 4

Использование любой диагностической процедуры в практике социального педагога должно определяться выбранной педагогической целью и служить достижению поставленных задач. Диагностика не должна проводиться ради диагностики. Полученные данные необходимо использовать для коррекции программы отрядной деятельности или программы детского лагеря.

Социальный педагог, проводя диагностическое обследование детей, должен вначале определить цель диагностирования, затем выбрать наиболее подходящий для данной цели диагностический инструментарий, далее провести диагностические процедуры, обработать и интерпретировать данные, составить прогноз развития ситуации.

Цели, поставленные воспитателем детского лагеря при использовании тех или иные диагностических средств, на наш взгляд, могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка (ценности, установки, цели, мотивация, личностные качества, способности и пр.), которое помогает педагогу быстрее понять подростка, своевременно оказывать ему помощь в решении выявленных психологических проблем.

2. Изучение межличностных отношений во временном детском объединении (эмоционально-психологический климат, социометрический статус, общение, лидерство, взаимодействие, дружба и пр.), которое способствует правильному пониманию педагогом социально-психологических процессов, протекающих в группе.

Используемые для достижения поставленных целей методики должны отвечать следующим требованиям:

- простота и процедурная доступность для проводящих исследование педагогов;

- непродолжительность процедуры по времени, неутомительная для детей и подростков;

- наличие элементов занимательности, желательны игровые формы.

Параметры, диагностируемые в рамках конкретной смены, задаются задачами, поставленными перед педагогическим коллективом лагеря.

Карасева Н.А. и Руденкова Г.И. [11] предлагают следующий диагностический инструментарий:

1. Самооценка по шкале Дембо-Рубинштейн.

2. Тревожность по Спилбергу.

3. Рисуночные методики: «Несуществующие животные», «Кинетический рисунок семьи».

4. Тест Вагнера.

5. Социометрия.

6. Популярные тесты: Командовать или подчиняться?; Кто я? Что я?; Если Вам наступили на ногу; Не стоит перебивать, не дослушав; Тест руки.

7. Тест на оценку управленческих способностей.

Кроме диагностических методик различных авторов мы предлагаем ряд диагностических методик разработанных нами на основе проведенных исследований [Приложение Д]. Их мы можем разделить по некоторым параметрам в зависимости от длительности нахождения в лагере.

Входная диагностика (диагностика оргпериода). Необходимо собрать следующие данные: общие сведения о ребенке, ожидания ребенка, интересы и склонности, творческую направленность, социально-психологические качества личности, нравственную воспитанность, самооценку, круг интересов.

Текущая диагностика (основной период). Определяется эмоционально-психологический климат в отряде, индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка, характер межличностных отношений.

Итоговая диагностика (итоговый период). Диагностируется личностный рост каждого члена отряда, удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере.

Наряду с применением диагностических материалов, нами сделан акцент на использование игровых форм [Приложение Ж], так как именно они, на наш взгляд, являются универсальным средством в развитии и воспитании личности ребенка. Как показывает практика, игровая деятельность достаточно эффективна в освоении детьми навыков, самопознания, отождествлении себя в современном социуме. Она позволяет социальному педагогу вести коррекционную работу, подмечать нюансы индивидуальных проявлений творческих способностей, отслеживать личностный рост ребенка в целом. Для детей игровая направленность социально-педагогического процесса – это, прежде всего, возможность примерить на себя различные социальные роли, реальная возможность развития личностных качеств, активное участие в межличностном взаимодействии. В игре ребенок учится общаться со сверстниками, учится критически воспринимать и оценивать свое поведение, поступки, характер, привычки, преодолевать себя. А главное – игровые формы несут в себе огромный заряд оптимизма, без которого человеку, ребенку в частности, трудно состояться как личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Экспериментальная программа обследования использования средств физической культуры посредством патриотического воспитания
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под военно-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся лю ...

Специфика проведения сочинений разных видов
сочинение изложение воспитательный начальный Согласно программе обучение сочинениям в начальной национальной школе предусматривается в III и IV классах. В III классе предусматривается умение писать сочинение в 40–50 слов описательного характера по данному учителем или коллективно составленному план ...

Формирование познавательного интереса учащихся на уроках чтения
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется нед ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru