Характеристика жанров сочинений и изложений

Страница 2

Такие темы сочинений, практикуемые в начальных классах, как «Кем я буду», «Почему мне правится профессия врача», «Почему нельзя разорять птичьих гнезд», «Берегите лес!», всегда содержат элементы рассуждения, независимо от того, проводится ли по ним беседа, устный рассказ п.ти письменное сочинение.

В зависимости от и с т о ч н и к о в м а т.е. р и а л а выделяются, во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений и других форм живого, непосредственного опыта; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю; в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников (например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также собственные наблюдения.

Особо следует отметить сочинения на о с н о в е т в о р ч е с к о г о в о о б р а ж е н и я – по сюжетной картине; по данному началу или концу и т.д.

По с т.е. п е н и с а м о с т о я т.е. л ь н о с т и, по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всех тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и сочинения индивидуальные (устные рассказы, как правило, ближе ко второму варианту).

По т и п а м т.е. к с т а, как уже говорилось, связные тексты делятся на повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего встречаются сочинения смешанного текста: повествовательные с элементами описания и рассуждения.

По я з ы к у (с т и л ю) сочинения подразделяются на эмоционально-образные, близкие к художественным (преимущественно рассказы о событиях и описания природы), и деловые, близкие к научным (записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объяснения, математические задачи).

Сочинения могут классифицироваться и по т.е. м а т и ч е с к и м г р у п п а м. Мы предлагаем следующие тематические группы, в основном соответствующие современным программам:

природа нашей Родины – лес, поле, реки, походы и прогулки, погода, животные и растения и т.д.;

труд взрослых и детей в нашей стране, профессии города и деревни, труд детей в школе и в семье, труд на заводе и в сельском хозяйстве, труд родителей, герои труда и т.д.;

тема Родины, патриотизм;

школа, семья, товарищи, коллектив.

Классификация сочинений поможет учителю глубже и правильнее понять учебные задачи каждой очередной работы, выбрать адекватные методические средства. Так, сочинение (или устный рассказ) о встрече перелетных птиц весной может быть проведено как до встречи (т.е. до Дня птиц), так и после него.

Термин «изложение» рассматривается и в более узком значении: это один из приемов развития связной письменной речи учащихся.

И з л о ж е н и я – это письменные пересказы образцовых текстов.

В пособии Е.А. Баринова и других изложения классифицируются по трем основаниям:

1) по цели проведения данного вида упражнения;

2) по характеру текстового материала;

3) по способу передачи содержания текста. [5: 178.]

По ц е л и п р о в е д е н и я изложения могут быть контрольные и обучающие. Контрольные изложения проводятся во всех классах на уроках контроля, или проверки, не чаще одного раза в четверть; обучающие изложения проводятся от трех до шести раз в четверть.

По х а р а к т.е. р у т.е. к с т о в о г о м а т.е. р и а л а могут быть выделены изложения:

а) повествовательного характера,

б) с элементами описания,

в) изложения-описания,

г) с элементами рассуждения,

д) типа рассуждения,

е) типа характеристики и др.

По с п о с о б у п е р е д а ч и с о д е р ж а н и я изложения бывают полные, или подробные; близкие к тексту; сжатые; выборочные; с элементами сочинения.

Любое из этих видов изложений может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая, однако, не должна мешать основной цели данного упражнения – служить средством развития связной речи.

Типичными текстами повествовательного характера являются, например, отрывки из рассказа И.С. Тургенева «Муму» (о том, как Герасим нашел Муму, гибель Муму и др.), «Кукла» В.Г. Короленко, «Прыжок» Л. II. Толстого и др.

Примерным материалом для изложения-описания могут служить отрывки из повести Л.Н. Толстого «Детство» (классная комната), «Старосветских помещиков» Н.В. Гоголя (в доме старосветских помещиков), «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого (описание жизни предрассветного леса) и др.

Страницы: 1 2 3

Общая характеристика видов мышления
Предмет нашего исследования — творческое (продуктивное) мышления. Хотя это понятие давно употребляется в психологической литературе, его содержание дискуссионно. Обращаясь к анализу литературы, мы ставили перед собой задачу выяснить, как крупнейшие представители психологических теорий определяют по ...

Методы научного познания. Теоретические методы познания
Во введение мы определили метод как "определение", однако, в литературе существуют и другие определения. Так, в "источник" понятие метод трактуется как совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Другие источники предлагают иные опре ...

Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала специалистов культуры
Успех работы дома культуры определяется уровнем квалификации специалистов, степенью сплоченности творческой команды, работающей на одну идею. Стратегически мыслящие руководители понимают, что повышение уровня квалификации персонала сегодня является ключевым условием роста конкурентноспособности. Об ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru