Характеристика жанров сочинений и изложений

Страница 3

Примерными текстами для изложений типа рассуждения могут служить «Подвиг – это вершина труда» И. Кожедуба, «Ради товарища» Л.И. Куприна, «Лимонка» по М. Шолохову и др.

Анализируя характер текстового материала для изложений, следует также учитывать, что наряду с готовыми текстами материалом для любого вида изложения могут служить кинофильмы, телепередачи, диафильмы, радиопередачи, различные по характеру тексты в записи их на магнитофонную ленту, грампластинку и др. Ремонт обуви онлаи ремонт обуви подошвы sapojka.ru.

Полное или подробное – это такой вид изложения, который предполагает подробный, последовательный пересказ содержания прочитанного или услышанного. Задача такого изложения – научить школьников понимать содержание текста, устанавливать связь между событиями или явлениями, описанными в нем, передавать содержание, не опуская деталей, находить нужные для этого слова и правильно строить предложения.

Изложение, близкое к тексту, также предполагает подробный, последовательный пересказ содержания прочитанного, но оно отличается от полного изложения тем, что на уроке наряду с содержанием глубоко анализируются и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются в изложение. На полезность таких извлечений указывал еще Ф. II. Буслаев. Он считал, что выделение в тексте, выписывание из него приучает детей к наблюдательности и обогащает знаниями, а это имеет огромное значение для развития их речевой культуры.

Сжатое изложение – это вид изложения, при котором требуется предельно краткая передача основного содержания прочитанного или услышанного. Умение кратко передать содержание прочитанного или услышанного жизненно важно, и навыки, приобретаемые на уроках сжатого изложения, применяются учащимися непосредственно в жизненной практике: в рассказах о прочитанной книге, при передаче содержания просмотренного кинофильма, услышанного по радио сообщения и т.д. Навык сжатого изложения необходим и для углубленной работы над учебной и, научной литературой: при конспектировании материала, составлении тезисов, аннотаций.

Выборочное изложение – такой вид изложения, при котором требуется логически последовательная, подробная передача содержания по одному из вопросов, освещенных в данном произведении.

При выборочном изложении происходит тематический отбор материала па основе анализа текста, вычленения из него тех частей, которые относятся к данной теме, обобщения отобранного. Устная и письменная передача содержания в определенной последовательности. Такая работа возможна при наличии у школьников навыков беглого, просмотрового чтении и некоторого умения отбирать материал.

Изложение с элементами сочинения предполагает наряду с передачей содержания данного текста включение в пересказ чисто творческих моментов, например: придумывание конца к данному отрывку; вставка описаний предметов, явлений, событий, упоминаемых в тексте, на основе собственных наблюдений и впечатлений от виденного, слышанного или прочитанного; придумывание начала рассказа н др. В процессе обучения изложению с элементами сочинения предусматривается также выполнение учащимися постепенно усложняющихся заданий. Так, например, постепенно усложняя рассуждение, можно начать с задания, требующего ответа на один из вопросов: поправился ли рассказ, содержание которого излагается? Что понравилось в данном рассказе? Кто из героев произведения понравился больше всего и чем именно?

Изложения с элементами сочинения, способствуя привитию учащимся навыков передачи содержания готового текста, вместе с тем активизируют и их собственные мысли, возникающие в связи с виденным, слышанным или прочитанным.

Страницы: 1 2 3 

Цели и задачи экологического образования дошкольников
Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос ак ...

Кадровое обеспечение системы социально-правовой защиты ребенка в школе
«Омбудсмен» (от шведского ombudsman, омбудсман, «представитель») — должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. В соответствии с федеральным конституционным законом от 26.02 ...

Музейная педагогика как научная дисциплина
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус. Музейно-специфи ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru