Воспитательная роль сочинений и изложений

Страница 1

С о ч и н е н и я в школе занимают особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем.

Сочинения и рассказы являются как раз тем наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества.

Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувство коллективизма, повышают общественную активность.

Более всего способствует решению воспитательных задач целенаправленность раскрытия выбранной темы. Особенно удачными в этом смысле оказываются темы о труде и героях труда, о жизни октябрятского и пионерского коллектива, о школе, о родном селе или городе, о героях революции и войны, о будущем.

Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя. Воспитательный эффект сочинений зависит от выбора темы, от степени самостоятельности пишущего, от того, насколько его сочинение пишется сердцем, а не только пером.

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор

материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме.

Образно-эмоциональные повествования в описаниях – хорошее воспитательное средство. На прогулках, в походах, во время экскурсий дети любуются красотой природы, лучше узнают свою родную землю.

У миллионов взрослых людей при слове Родина возникают в памяти картины, виденные ими в детстве, среди которых выросли. Есть ли у школы более благородная задача, чем помочь детям почувствовать прелесть русской природы, то мягкой и нежной, то суровой и величественной! Живые, эмоциональные сочинения позволяют детям еще раз пережить чувства, которые ими владели во время игры, прогулки,

В сочинение дети вводят стихотворные цитаты (учитель, впрочем, должен помнить, что чрезмерное увлечение цитатами приносит вред), вклеивают иллюстрации или рисуют картинки сами.

Пример, который здесь приводится, не оставляет сомнений в воспитательной значимости детского речевого творчества:

Белка

Вчера мы в лесу видели белочку. Она быстрая, веселая. Сидит на сосне и смотрит. Глазки у нее как шарики. Потом она прыгнула. Мы побежали, но больше ее не видели». (29 слов; I класс.)

В этом живом и непосредственном рассказике отразились детская пытливость, любознательность, любовь к природе. Ученик коротко, но в основном правильно описал зверька, который встретился ему, вероятно, впервые в жизни и восхитил его своей красотой и ловкостью.

Сочинение написано с увлечением.

Коллективная подготовка к таким сочинениям проводится очень осторожно. Здесь особенно важен индивидуальный подход, так как запас впечатлений у каждого ученика свой и выражается он по-разному.

Страницы: 1 2 3

Тематический план и методические рекомендации к проведению лекционных занятий
В высшей школе три основные формы работы – лекция, семинар и самостоятельная работа студентов (изучение литературы и источников, написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ). Важнейшим видом работы студентов являются также производственные и учебные практики. Цель вуза в соврем ...

Особенности работы по развитию разговорной речи на уроках развития речи в первом классе
Теперь мы рассмотрим, как проводятся уроки развития речи в первом классе (г. Рязань). В данном случае мы будем наблюдать фрагменты уроков работы пор закрытой картинке. Развитие речи (фрагмент урока). 1-Б класс, 4-я четверть, май. 1 Урок. Работа по закрытой картинке. «Летние забавы детей» (3 часа). ...

Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики
Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций. В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадо ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru