Педагогические условия (дидактические средства)- орудия труда педагога и инструменты познавательной деятельности детей.
Средства:
- комплекты наглядно- дидактического материала для занятий;
- оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
- методические пособия для воспитателя и конспекты;
- сборники дидактических игр и упражнений;
- учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
среда:
- реализация принципа наглядности;
- адаптация абстрактных математических понятий в доступной форме;
- содействие накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, то есть помощь в осуществлении постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному;
- возможность педагога организовать учебно- познавательную деятельность и управлять ей;
- увеличение объема самостоятельной познавательной деятельности детей;
- расширение возможностей педагога в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач;
- рационализация и интенсификация процесса обучения.
Основной комплект наглядного дидактического материала:
- объекты окружающей среды в натуральном виде (предметы быта, игрушки, посуда, природный материал и т.д.);
- изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках, на карточках;
- графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
Для каждой возрастной группы – свой комплект.
Наглядный материал может быть:
1) Демонстрационный;
2) Раздаточный.
Демонстрационный наглядный материал:
- наборные полотна;
- геометрические фигуры, карточки с цифрами, знаками действий и сравнения;
- фланелеграф с комплектом плоских изображений;
- мольберт для рисования;
- магнитная доска с геометрическими фигурами, цифрами, знаками действий и сравнения;
- магнитная доска с геометрическими фигурами, цифрами, знаками действий и сравнения;
- полочки для демонстрации наглядных пособий;
- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные;
- модели (« числовая лесенка», календарь и другие);
- логические блоки;
- панно и картинки для составления задач;
- оборудование для проведения дидактических игр;
- приборы (часы, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные вертикальные).
Раздаточный материал:
- мелкие предметы (объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме. материалу);
- карточки;
- наборы геометрических фигур (разные по цвету, размеру, форме, материалу);
- таблицы и модели;
- счетные палочки и т.д.
По целям использования пособия могут быть:
- для обучения детей счету;
- для упражнения в распознавании величины предметов;
- для упражнения в распознавании формы и геометрических фигур;
- для упражнения в пространственной ориентировке; для упражнения в ориентировке во времени.
Занимательный материал, увлекая, развивает детей:
- игрушки-головоломки (кубик Рубика и другие);
- логические упражнения;
- лабиринты;
- комбинаторные задачи (танграм, упражнения на распознавание частей в целом, восстановление целого из частей, изменение фигуры путем перекладывания палочек);
- стихи, считалки, скороговорки, задачи-шутки и т.д.
Занимательный материал расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций.
Требования к занимательному материалу:
- материал должен быть разнообразным;
Психологические особенности подросткового возраста в контексте формирования
познавательного интереса
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деят ...
Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной
проблеме
Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах, пуранах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие люди и злодеи наделяются чертами уродст ...
Проблемы восприятия личностью культурно-досуговых программ
Восприятие личностью культурно-досуговой программы - это восприятие опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне. Другими словами: в единстве сознания и деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности происходит осуществление регуляции восприятия ...