Для усвоения детьми понятия «воля» была проведена беседа, эпиграфом которой мы взяли изречение С. Смайлса: «Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности: человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.»
«Нам часто приходится слышать: безвольный или волевой человек, воспитать свою волю и т. д. Слово «воля» уходит своими корнями в глубокую древность. В любой конкретной ситуации мы стремимся поступить так или иначе в зависимости от нашего отношения к тем обстоятельствам, в которых мы оказываемся. Иногда мы поступаем в соответствии с нашими убеждениями (защищаем слабого, выручаем из беды товарища и т. д.). Но бывают случаи, когда мы пасуем перед трудностями, стараемся выйти из ситуации, хотя согласно нашим убеждениям, мы должны были бы вмешаться (например, защитить честь друга).
Поведение наше зависит от многих факторов, но прежде всего от нашей воли.
Когда гармонично сочетаются воля и убеждения, человек способен на совершение благородных и героических поступков.
Как видим, волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной активности, когда человек сознательно ставит цель и борется за её достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия.
К сожалению, временные рамки государственной практики не позволяют глубже изучить данную проблему, но в ходе реализации формирующего эксперимента мы отметили интерес детей к проблеме развития воли, их увлечённость ею и желание многих учащихся стать лучше.
В конце практики для организации контрольного эксперимента были проведены тесты, которые позволили сравнить результаты в самом начале практики и в конце, чтобы увидеть, каких результатов мы достигли в ходе формирующего эксперимента.
Для этого мы использовали следующие методы диагностики:
Метод ранжирования для выяснения наиболее значимых качеств личности для младших школьников. Нам важно было увидеть, изменилось ли отношение детей к значимости волевых качеств. При проведении данного исследования учащимся также предложили список значимых для личности качеств, которые необходимо было расставить в порядке от наиболее значимых к менее. Качества отражали разные стороны личности, но в список были включены волевые качества.
Для обработки результатов мы составили таблицу, из которой видно, что отношение детей к волевым качествам несколько изменилось. Некоторые ученики поставили на первое место «решительность» (Карина П., Алёша Ф.) и «самостоятельность» (Ваня В., Данил Т., Дима Б.). Дети стали приходить к осознанию важности волевых качеств личности.
Качества Имя ученика |
Вежливый |
Красивый |
Смелый |
Весёлый |
Аккуратный |
Самостоятельный |
Сильный |
Умный |
Скромный |
Решительный | |
1 |
Катя А. |
7 |
10 |
1 |
2 |
4 |
3 |
5 |
6 |
8 |
9 |
2 |
Дима Б. |
7 |
9 |
8 |
6 |
5 |
1 |
3 |
4 |
10 |
2 |
3 |
Денис В. |
3 |
2 |
4 |
1 |
5 |
7 |
9 |
6 |
10 |
8 |
4 |
Ваня В. |
5 |
6 |
2 |
7 |
10 |
1 |
4 |
8 |
9 |
3 |
5 |
Паша Г. |
1 |
5 |
8 |
6 |
10 |
2 |
9 |
7 |
4 |
3 |
6 |
Аня Е. |
3 |
7 |
1 |
10 |
2 |
4 |
8 |
9 |
6 |
5 |
7 |
Данил К. | ||||||||||
8 |
Лиза К. |
10 |
4 |
5 |
2 |
1 |
9 |
7 |
6 |
8 |
3 |
9 |
Никита К. |
8 |
10 |
5 |
4 |
9 |
3 |
6 |
7 |
1 |
2 |
10 |
Катарина Л. |
6 |
1 |
8 |
10 |
2 |
3 |
5 |
4 |
9 |
7 |
11 |
Илья М. |
8 |
4 |
5 |
2 |
7 |
10 |
6 |
1 |
9 |
3 |
12 |
Ира Н. |
5 |
1 |
6 |
10 |
9 |
3 |
4 |
8 |
2 |
7 |
13 |
Дима О. |
2 |
4 |
3 |
10 |
1 |
5 |
9 |
7 |
8 |
6 |
14 |
Вадим О. |
7 |
8 |
1 |
2 |
10 |
6 |
3 |
9 |
4 |
5 |
15 |
Илья П. |
6 |
8 |
10 |
7 |
4 |
9 |
1 |
5 |
3 |
2 |
16 |
Карина П. |
5 |
9 |
4 |
10 |
7 |
2 |
8 |
3 |
6 |
1 |
17 |
Андрей П. |
7 |
4 |
5 |
10 |
1 |
6 |
2 |
9 |
3 |
8 |
18 |
Тарас Р. |
10 |
5 |
7 |
3 |
4 |
2 |
6 |
8 |
1 |
9 |
19 |
Стёпа С. |
7 |
1 |
9 |
8 |
2 |
4 |
5 |
3 |
10 |
6 |
20 |
Серёжа Т. |
4 |
6 |
7 |
1 |
8 |
10 |
3 |
5 |
9 |
2 |
21 |
Данил Т. |
4 |
5 |
10 |
7 |
9 |
1 |
6 |
2 |
8 |
3 |
22 |
Алёша Ф. |
4 |
2 |
7 |
5 |
10 |
3 |
8 |
9 |
6 |
1 |
23 |
Света Ч. |
7 |
1 |
6 |
10 |
9 |
2 |
3 |
5 |
8 |
4 |
24 |
Алиса Я. |
6 |
5 |
7 |
10 |
8 |
3 |
9 |
1 |
2 |
4 |
Развитие содержания понятия «гражданское воспитание» в педагогике 21 в
В начале 20 в в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежа ...
Условия и задачи развития продуктивного мышления в
учебной деятельности
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся седьмых классов средней школы нами было проведено исследование. Работа велась с октября 1995 по март 1996 гг. и предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ...
Возрастные особенности дошкольников 3-7 лет
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются пер ...