По показателю «позитивное отношение» были получены следующие данные: в начале года перед проведением программы составил низкий показатель, а это значит, что у детей возникали проблемы с общением в группе. В конце года показатель выше. Таким образом, дети начали общаться друг с другом активнее.
В показателе «негативное отношение» тоже произошли изменения. В начале года в группе обстановка не совсем благоприятная, так как дети с некоторыми ребятами общались мало, не брали в игру и с ними играли недостаточно часто. Но зато в конце года после проведения программы этот показатель снизился. Таким образом можно сделать следующие выводы: дети стали более терпимо относиться друг к другу, уважать мнение друг друга и умеют договариваться друг с другом.
Показатель «взаимный выбор», тоже недостаточно высокий в начале года.
Это означает, что многие дети в группе друг с другом мало общаются и в коллективе нет сплоченности, которую хотелось бы видеть. Но зато после проведения программы группа перешла на более высокий показатель и в группе сложилась более дружелюбная обстановка. Дети стали общаться друг с другом не выбирая какую-то определённую группу сверстников и самостоятельно могли организовать коллективные игры.
Сравнивая результаты методик до и после проведения коррекционно-развивающей программы, можно сделать вывод о том, что у детей сформировались благоприятные межличностные отношения между сверстниками; в начале года показатель составил 3,67, а в конце года увеличился до 5,67.
Таким образом, коррекционно-развивающая программа, составленная на основе бесед, этюдов на выражение различных движений, мимике и жестов; игр на воображение; психогимнастики; разыгрывание различных сказок, была результативна и эффективна.
С помощью театра дети стали очень дружной группой, они стали сами разрешать конфликтные ситуации, научились договариваться друг с другом. Сформировались положительные межличностные отношения в группе сверстников.
Таким образом, с помощью коррекционно-развивающей программы коллектив стал как одно целое.
Для диагностики межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста нами был обследован 21 ребёнок из старшей группы №5 МБДОУ. Были использованы следующие методики:
1. Методика «Лесенка» на выявление особенностей восприятия сверстников и самосознания ребёнка.
2. Методика «Два домика» – цель, которой выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей.
В результате диагностирования было установлено, что межличностные отношения старших дошкольников неблагоприятнные.
С экспериментальной группой (дети старшей группы №5) была проведена коррекционно-развивающая программа, цель которой улучшение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры, которая способствует формированию благоприятных межличностных отношений в группе между сверстниками.
Коррекционно-развивающая программа со старшими дошкольниками была проведена в следующих направлениях
1. Осознание детьми ценности межличностных отношений с окружающими людьми.
2. Формирование умения применять в жизни, полученные знания, т.е. знать как можно избежать конфликт или выйти из сложившейся конфликтной ситуации)
3. Развивать умение реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно.
После реализации программы была проведена повторная оценка межличностных отношений старших дошкольников по тем же методикам и в тех же условиях.
Сравнивая результаты методик до и после коррекционно-развивающей программы, можно сделать следующий вывод, что межличностные отношения старших дошкольников улучшились. В контрольной группе после сравнительного анализа изучаемых показателей на этапе констатирующего и контрольного эксперимента по критерию Вилкоксона выявлены сдвиги в сторону улучшения межличностных отношений старших дошкольников.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа, проведенная на основе театрализованной игры, была результативна и эффективна.
По результатам констатирующего и контрольного эксперимента можно выделить следующие задачи, которые удалось реализовать посредством театрализованной игры:
1. Дети, участвующие в театрализованной деятельности сблизились друг с другом и стали более открыты в общении.
2. Межличностные отношения между сверстниками изменились в положительную сторону.
3. Театрализованная деятельность сближает детей, делая их
коммуникабельными.
4. У детей появились какие-то общие интересы с теми с кем раньше они не общались.
5. Дети стали выбирать тех детей с которыми ранее не общались и игнорировали.
6. Взаимных выборов стало намного больше.
7. Есть и отрицательные выборы, но намного меньше, чем в констатирующем эксперименте.
Всё это свидетельствует о том, что комплекс коррекционно-развивающих занятий на основе театрализованных игр действительно эффективен и способствует формированию благоприятных межличностных отношений старших дошкольников.
Нетрадиционные формы проведения лекций
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. С помощью проблемн ...
Методические рекомендации по выполнению изделий в технике “Оригами”
Условные обозначения и выполняемые операции В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно в ...
Самостоятельная работа обучаемых по праву
В последние годы особую популярность приобрели различные методы правового образования, активизирующие именно самостоятельную работу обучаемых на уроках и во внеурочное время. Самостоятельная работа представляет собой познавательную деятельность самих учеников, имеющую цель, форму выражения, которая ...