В данном параграфе рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации. Проведен анализ научной и педагогической литературы по вопросам учета в процессе обучения школьников индивидуальных особенностей их мыслительной деятельности. Рассмотрены требования, предъявляемые к общеобразовательной школе на сегодняшний день, и на основе этого сделаны выводы – как должен быть построен процесс обучения с использованием творческих задач, в чем его специфика.
Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, которые определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, ориентируются, прежде всего, на формирование конкурентоспособной личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально-экономических, политических, жизненных условиях.
Образовательный процесс включает в себя три основных компонента: процесс обучения, процесс воспитания и процесс развития. Рассматривая творческую деятельность школьника, необходимо учитывать, что каждый ученик обладает личностно – ориентированным набором творческих способностей. Специфика организации обучения в творчестве состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ученику и создать такие условия, в которых ученик мог раскрыть свои личностные качества в полной степени. Использование творческой деятельности на уроке информатики способствует не только накоплению суммы знаний, умений и навыков, но и подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности.
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения важность и необходимость подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
Традиционные технологии апробированы годами, их использование позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками.
В настоящее время общество, как уже было сказано выше, изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, осуществлять обучение на протяжении всей жизни;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены;
быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.
При традиционном подходе к образованию возникают трудности в воспитании такой личности, которая удовлетворяет перечисленным требованиям.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели переводят процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя исключить и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи достаточно устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала.
Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения учебного материала к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возможностью повторения виртуального эксперимента с измененными начальными параметрами.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса информатики.
В этом случае каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, появляется возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
Бесспорно, в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной творческой активности учащихся.
Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения
В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения. Изучение лингвистических источников показало, ...
Понятие социально-правовой
защиты детства
Проанализировав работы различных авторов, занимавшихся исследованием социально-правовой защиты детства, мы пришли к выводу, что социально-правовая защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающу ...
Диагностика организации методической работы в ДОУ
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации, утверждает Кларин М. В.(25), может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи к ...