Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, заключается в необходимости обеспечить учащихся осознанными, прочными знаниями, развитии их самостоятельного мышления. Школа, стоящая на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Каждый учитель понимает, что научить школьников творчески мыслить – это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания – всестороннего и гармонического развития личности.
Творчество представляет собой явление, относящееся, прежде всего к конкретным субъектам и связанное с особенностями человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного труда, для реализации обучения информатике на основе использования творческих задач, решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а в больше степени их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять творческий тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий необходимое условие психологического уровня организации творчества.
Творческий тип мышления:
создает новые идеи, новый взгляд на вещи;
связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали;
бесконечен и разнообразен.
позволяет ученику посмотреть на сложные для усвоения темы с другого ракурса, воспринять их иначе, а значит усвоить материал в полной степени.
Творческое мышление – это процесс, и, как всякий другой процесс обучения, подчинен определенным законам [1].
На начальных этапах исследования, творческое (или продуктивное) мышление обычно характеризуется как некоторый процесс, приводящий к решению новых для человека проблем и задач, в отличии от мышления репродуктивного, проявляющегося в решении стандартных, однотипных задач, когда способы их решения известны и отработаны [3].
Приступая к педагогической деятельности, прежде всего, необходимо исследовать, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие природных задатков личности, превращение их в способности одна из задач обучения и воспитания, решить которую без применения творческих заданий на уроках информатики нельзя.
Процесс обучения включает не только усвоение системы знаний, но и развитие творческого мышления. Среди факторов, активно влияющих на процесс реализации обучения с использованием творческих задач, ведущая роль принадлежит формированию творческого мышления школьника, а также наличию сформированных приемов умственной деятельности [3]. Особо важное внимание этим приемам необходимо уделяться при организации творческого проблемного обучения: ученики часто не могут творчески подойти к решению проблемы только потому, что их исходные знания не формировались в соответствии со структурой творческой мыслительной деятельности, что у них оказались несформированными необходимые тактические и стратегические способы творческой мыслительной деятельности. Поэтому мы поддерживаем точку зрения, которая заключается в утверждении, что, прежде чем приступать к реализации творческого обучения как оптимально организованной дидактической системы, надо научить учащихся творчески правильно мыслить, т. е. сформировать основы самостоятельного творческого мышления. А в условиях развивающего и воспитывающего обучения это значит не только воспитывать потребность в знаниях, вооружать учащихся системой знаний, умений и навыков, но и сформировать современные способы творческого познания.
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в современной школе. Стремление реализовать себя, проявить свои творческие возможности – направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способности личности.
Исследования Я.А.Пономарева, Л.Д.Сталяренко, М.Г.Ярошевского [5,8] в области развития и формирования творческого обучения теоретически обоснованы, однако работа над совершенствованием методики такого обучения, в том числе и на уроках информатики, продолжается. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Психологами, педагогами и философами (М.Г.Ярошевский, С.Л.Рубинштейн, В.А.Крутецкий, М.Н.Скаткин и др. ) [5,6,7] давно установлено, что обучение с использованием творческих задач, берет свое начало в подходах к решению проблемной ситуации, и необходимости формирования мыслительных процессов, которые направлены на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Выдвижение этих гипотез зависит от того, насколько разносторонними, гибкими и подвижными знаниями владеет человек. Творчество как сложная продуктивная деятельность, направленная на открытие нового, имеющего большое общественное значение, всегда сугубо индивидуально и неповторимо. Вопросы обучения с использованием творческих задач тесно связываются с проблемой способностей и одаренности, и это естественно, так как они в значительной мере определяют успешность той или иной деятельности. Способность – индивидуальная характеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого. Отсюда и разнообразие видов способностей (музыкальные, технические, организаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многообразны их разновидности у разных людей.
Особые требования в условиях реализации обучения с использованием творческих задач предъявляются к профессиональным качествам учителя. Можно сделать следующий вывод: при формулировании творческих задач педагогу необходимо обладать определенными качествами [4]:
технической наблюдательностью;
критичностью;
умением находить критические проблемы;
видеть недостатки технических объектов;
способность к ассоциированию;
установление аналогий;
генерирование новых технических идей.
Основное назначение обучения – сформировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности. Поэтому тема данной работы была актуальна, и ее актуальность со временем не снижается.
Объект исследования – методика обучения информатике
Предмет исследования – методика реализации обучения с использованием творческих задач на уроках информатики.
Гипотеза исследования – если при подготовке урока информатики акцентировать внимание на развитии способности к решению творческих задач, использовать специально–разработанную методику обучения с использованием творческих задач с разной степенью проблемности, то это может привести к повышению эффективности обучения информатике, к улучшению успеваемости.
Задачи исследования – изучить особенности и условия обучения информатике с использованием творческих задач.
проанализировать пути и способы реализации творческой деятельности;
выявить психолого – педагогические аспекты организации творческой деятельности;
рассмотреть психолого – педагогические особенности
юношеского возраста;
обосновать методические и педагогические мероприятия по развитию способности решения творческих задач на уроках информатики;
проанализировать творческую деятельность учащихся на уроках информатики при изучении графического и текстового редакторов, при реализации творческих проектов, при организации и проведении творческих соревнований;
проанализировать результаты экспериментальной работы.
В ходе экспериментального и теоретического исследования были использованы следующие методы:
анализ психолого–педагогической и методической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы;
наблюдение за процессом обучения на школьных занятиях по информатики;
статистическая обработка данных, сравнительный эксперимент, тестирование, проективные методы по улучшению творческого мышления школьников.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами были проанализированы определения творчества, творческой деятельности, в частности на уроках информатики, рассмотрены психолого – педагогические аспекты обучения информатике с использованием творческих задач, специфика возраста учащихся 9 класса средней школы. Практическая значимость данной работы состоит в том, что в данной работе рассмотрены подходы организации обучения учащихся на уроках информатики с использованием творческих задач.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
В данной главе рассмотрены психолого – педагогические особенности возраста учащихся 9 класса средней школы, подходы к формированию понятий «творческое обучение», «творческая активность», «твлорческие способности». Творческое обучение, как и любой процесс обучения, требует соблюдения определенных правил и создания необходимых условий для его реализации.
Статистика специальной педагогики
1. Статистика специальной педагогики учитывает частоту и виды нарушения развития. Статистический учет ведут такие международные организации, как ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Тем не менее точные, исчерпывающие данные отсутствуют в связи с различными критериями выделения лиц, ...
Опыт формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания
школьников
В данной главе раскрывается опыт формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников. Для этого, во-первых, анализируется образовательная ситуация. Во-вторых, характеризуется формирование межкультурной коммуникации. В-третьих, формулируются методические рекомендации ...
Содержание и понятие
воспитания
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явл ...