В данном параграфе представлено описание организации и проведения опытно – экспериментальной работы, а также проведена интерпретация полученных в ходе исследования результатов.
Цель педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития творческих способностей и повышения уровня интеллекта на примере учащихся 9 класса. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
апробация и проверка эффективности введения творческих задач в обучение информатике;
оценка влияния предлагаемой методики на качество усвоения основных понятий и умений курса информатики;
оценка влияния обучения с использованием творческих задач на развитие творческих способностей, креативного и творческого мышления учащихся 9 класса;
оценка влияния предлагаемой методики на повышение интереса у учащихся к предмету информатика и информационные технологии.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа и осуществлялся на базе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 928.
Апробация методических средств развития творческих способностей и уровня знаний учащихся при обучении информатике с использованием творческих задач проходила в процессе экспериментального исследования и состояла из двух основных направлений, связанных непосредственно с использованием в обучении творческих заданий и с проектной деятельностью самих учащихся. Эксперимент проводился в 9 классе, в одной группе обучение шло по традиционной методике, в другой группе на основе использования творческих задач. В каждой группе по 10 человек.
Первая группа (обучение с использованием творческих задач) |
Вторая группа (традиционная форма обучения) |
Большакова Татьяна Бондарев Александр Димитров Владислав Долгов Виктор Игнатьева Дарья Касимова Валентина Квасова Татьяна Куксов Александр Миндибаев Артур Пчелкин Павел |
Радецкий Владимир Салий Виталий Спирин Юрий Стрельникова Юдия Устян Иван Ушков Ираклий Хмелевский Владимир Шамилов Рафаэль Белоусов Кирилл Потапов Александр |
Условно весь отрезок обучения с использованием по предлагаемой методике можно представить в виде трех статистических срезов;
В начале обучения (сентябрь), на основе которого проводился анализ уровня интеллекта учащихся;
В середине обучения (январь), во время которого проводилась первичная оценка развития творческих способностей учащихся, также вторичный анализ уровня успеваемости учащихся;
В конце обучения (май – июнь), подводилась итоговая оценка уровня знаний, умений и навыков учащихся, а также результатов защиты проектной работы учащимися.
Первый срез связан с необходимостью идентифицировать характер индивидуальных способностей учащихся, используя методику Торренса, т.е. необходимо было узнать, представляют ли собой творческие способности единую структурную единицу с общими интеллектуальными способностями или наоборот, творческие способности выступают самостоятельной единицей развития личности. В случае если творческая способность отделена от общих интеллектуальных способностей, то возможно вести речь о целенаправленном предметном развитии творческих способностей.
Некоторые выводы содержательно-методического характера по реализации стохастической
линии в основной школе
На основе всего рассмотренного и изученного материал по предложенной теме, можно сделать некоторые выводы и дать рекомендации по реализации стохастической линии в школе. Анализ учебной литературы по исследуемой теме показал, что разные авторы подошли к реализации нового содержания в учебниках по-ра ...
Разработка банка творческих проектов
Для обеспечения методики проведения элективного курса «Компьютерное моделирование и изготовление изделий на станках с ЧПУ», необходимо выбрать творческий проект. В этом вопросе мы ограничены лишь собственной фантазией и техническими возможностями станка с ЧПУ. Мы не будем рассматривать сложные изде ...
Роль разговорной речи в общем развитии, обучении и воспитании глухих детей
Чтобы определить роль развития разговорной речи для учащихся 1-ого класса рассмотрим как освещены проблемы развития речи, в том числе и разговорной, в сурдрпедагогике и сурдопсихологии. Диалогическая, или разговорная, речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями м ...