Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Рост малыша в 2 года по данным О.В Еремеевой и А.В. Митрошенкова (1997) составляет у мальчиков 85-88 см, в 3 года 95-98 см. У девочек в 2 года 83-88 см, в 3 года 92-97 см. Масса тела ежегодно увеличивается на 2-2,5 кг., и составляет у мальчиков в 2 года 11,9 - 14,3 кг., в 3 года 14,1 - 16,3 кг., у девочек в 2 года 11,0 - 13,6 кг., в 3 года 12,9 -15,7 кг. Костная система ребёнка раннего возраста ещё не достаточно хорошо развита. Наблюдается преобладание хрящевой ткани над костной, в связи с чем позвоночник легко поддается деформации, что в дальнейшем может привести к различного рода нарушениям в опорно-двигательном аппарате. Исследователи данной проблемы (А.Г. Хрипкова, 1975; Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зварыгина, и др. 1998) считают, что для правильного развития костно-мышечной системы ребёнка необходимо создать условия, в которых он мог бы свободно передвигаться.
Для периода раннего возраста характерно интенсивное развитие мышечной системы и связочно-суставного аппарата. Наблюдается высокая эластичность мышц, связок, сухожилий, что обеспечивает хорошую конгруэнтность суставов. Под влиянием естественной тренировки мышц, особенно мышц-разгибателей, удерживающих в вертикальном положении туловище, значительно увеличивается масса тела ребенка. В то же время, несмотря на интенсивность развития, мышечная система составляет только 25% от общей массы тела, в то время как у взрослого- 40-43%. Тело ребёнка начинает претерпевать некоторые изменения, оно становится менее округлым. Интересные изменения происходят и в сердечно - сосудистой системе ребёнка в период раннего возраста. Если к 2 годам частота сердечных сокращений (ЧСС) составляет 110-115 ударов в минуту, то в 3 года - 95-110 ударов в минуту. Дыхательная система в этом возрасте имеет свои особенности. Верхние дыхательные пути у детей раннего возраста относительно узки, слизистая оболочка, выстилающая их, богата лимфатическими и кровеносными сосудами, при любых воспалительных явлениях они легко набухают и затрудняют дыхание. Грудная клетка имеет цилиндрическую форму, что приводит к поверхностному и частому дыханию. Интенсивность обмена газов между кровью и воздухом значительно ниже, чем у взрослых, что объясняется большой частотой и малым объемом дыхательных движений. К 3-м годам значительно совершенствуется система пищеварения. Увеличивается объем желудка: если его ёмкость у годовалого ребёнка равна 250 мл., то у 3-летнего - 400 мл. Формируется жевательный аппарат, что позволяет справляться с плотной пищей.
Можно с уверенностью сказать, что ребёнок 3-х лет практически может есть ту же пищу, что и взрослый. В этом возрасте головной мозг ребёнка интенсивно развивается, растёт число нервных клеток черепно-мозговых нервов, расширяются связи между речевыми центрами коры больших полушарий, происходит становление второй сигнальной системы. Развитие высшей нервной деятельности в значительной мере подчиняется влиянию внешней среды, поэтому в этот период легко формируются навыки, привычки поведения и элементы характера у ребенка.
В этом возрасте формируются двигательные центры коры и мозжечка системы анализаторов. (М.М. Кольцова 1973; М.И. Лисина, 1983) Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зварыгина и др. указывают, что условные рефлексы в этом возрасте возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Многие условные рефлексы, а, следовательно, привычки, правила поведения, умения к 3 годам не являются достаточно устойчивыми. И если их не подкреплять они легко разрушаются.
Процессы возбуждения у ребёнка преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем отрицательные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться от желаемого действия. К особенностям высшей нервной деятельности детей 3-го года жизни относится сравнительно слабая подвижность нервных процессов. Дети не могут быстро начать или затормозить какое либо действие. Поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Согласно учению И.П. Павлова о высшей нервной деятельности в основе регулярных, правильно подобранных физических упражнений, игр и других активных движений лежит принцип упражняемости функций нервной системы, а системное повторение движений способствует образованию новых рефлекторных связей.
Процесс развития двигательных функций ребенка основываете следующих принципах: 1. Становление двигательных навыков идет по пути преемственности и поэтапности. Для овладения той или иной функцией в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундамента будущих функций. Например, для того, чтобы сидеть ребенок должен научиться держать голову и выпрямлять спину. 2. Последовательные стадии в развитии двигательных функций - перекрывают друг друга. Ребенок, совершенствуясь в выполнении одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать другие. Например, полугодовалый малыш тренируется в выпрямлении спины и в поворотах головы и в то же время пытается овладеть навыком сидения. 3. В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции некоторых движений. Например, у ребенка постепенно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом туловища. 4. Развитие и совершенствование движений начинается от головы к верхним, а затем к нижним конечностям (цефалокаудальный принцип развития моторики). Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы, формируется раньше, чем за положением ног.
Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву
Общеизвестно, что организация правового обучения должна иметь «оформленный» характер. Это тем более важно, если речь идет о системном обучающем процессе. Существующие мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют выделить определенные типы и формы учебных занятий по праву на базе ...
Особенности лексической стороны речи
Серьезные недостатки наблюдаются у умственно отсталых школьников в лексике. В специальной литературе достаточно подробно освещена такая особенность речи учащихся вспомогательной школы, как ограниченность, бедность словарного запаса. Их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающ ...
Преподаватель как субъект Болонского процесса
Наряду со студентом - главным действующим лицом Болонского процесса, субъектом Болонского процесса выступает преподаватель. Обеспечение академической мобильности в Европе означает устранение всех препятствий свободному передвижению преподавателей, исследователей и административного персонала для ра ...