проводятся, хотя и недостаточно, беседы, консультации со студентами по вопросам учебы, наиболее сложным темам; студентам предлагаются списки литературы, планируется ее самостоятельный разбор; особенно тщательно индивидуальность студентов учитывается при решении вопросов переэкзаменовки, отчислений и трудоустройства;
у обучающихся по индивидуальному графику студентов (трудоустроенные, больные, экстернат) появляется лично-ориентированный план посещения занятий, консультаций, сдачи зачетов и экзаменов; личный выбор студента, в зависимости от ситуации, определяет его дополнительную специализацию, переход с дневной формы обучения на заочную и наоборот;
регулярно проводить межсессионные аттестации по всем предметам; они являются универсальным механизмом контроля за успеваемостью, самостоятельной и индивидуальной работой; получая оценки по итогам работы в семестре, студенты избегают экзаменационной эмоционально-психологической перегрузки; межсессионная аттестация позволяет значительно "разгрузить" экзаменационные сессии, что, несомненно, идет в контексте с требованиями государственных стандартов;
программа прохождения педагогической практики также предполагает реализацию индивидуального подхода к студенту - она проводится по индивидуальному плану; используется для подготовки зачетных уроков, постановки индивидуальных заданий экспериментального характера;
индивидуальные особенности студентов должны изучаться работниками деканата, наставниками студенческих групп, преподавателями с первого знакомства с абитуриентами.
В результате беседы удается выяснить профессионально-педагогическую направленность личности поступивших студентов, их подготовленность, интересы, склонности, состояние здоровья, семейно-материальное положение и др.; наставники прослеживают посещаемость занятий, успеваемость, поведение в общежитии; отмечаются индивидуальные успехи обучаемых в различных видах деятельности, учитывается сфера их интересов и запросов; особое значение приобретают регулярные ежемесячные аттестации успеваемости; происходит накапливание материала для индивидуальных характеристик студентов;
при кафедрах может действовать ряд студенческих научных кружков и проблемных групп, работающие в них студенты чаще других выступают с докладами на научных студенческих конференциях, а впоследствии пишут курсовые и дипломные работы;
ежегодно на факультете можно проходить отчетные недели кафедр, во время которых показываются достижения педагогов разного профиля, организовывать многочисленные мероприятия для студентов: профессиональные конкурсы, викторины, выставки, литературные и читательские вечера, авторские концерты, лингвистические игры типа "Что? Где? Когда?", "Эрудит", спортивные соревнования.
Огромное значение отводится индивидуальной работе во время обучения по специализации. Эффективны рейтинговые оценки ЗУН студентов, выставляемых некоторыми педагогами.
Для студентов, обучающихся по индивидуальному графику, в межсессионный период могут проводиться индивидуальные собеседования, на которых они отчитываются о проделанной самостоятельной работе в письменном или устном виде. Кроме этого, студенты обязаны по согласованию с педагогом посещать некоторые дополнительные занятия, отрабатывать отдельные лабораторно-практические тренинги. Преподавателями кафедры учитываются индивидуальные особенности студентов: возможности обучаемых влияют на темп и глубину предлагаемого для изучения материала и установки обратной связи с аудиторией, на занятиях создаются проблемные ситуации.
Социокультурные основы специального образования
Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX - начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в. Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностя ...
Особенности формирования экономических знаний у умственно отсталых школьников
Анализ литературы, теория и практика педагогических исследований показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее остро они проявляются при начале учёбы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из школы, при поступлении в специальные учебные заведения. Ряд этих ...
Диагностика неуспеваемости в учебном процессе начальной школы
Основное место в деятельности учителя, особенно классного руководителя, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности классны ...