Кипрей узколистный, иван-чай узколистный
Многолетнее травянистое растение, 50—150 см высотой. Стебель голый, листорасположение очередное. Листья продолговатые, сидячие, цельнокрайние. Цветы до 3 см в диаметре, красновато-розовые, собраны в крупные верхушечные кисти (до 40 см длиной). Плод — коробочка длиной до 6—8 см. Цветет в июне-августе. Распространен по всей республике.
Сладкие корневища, содержащие много крахмала и сахара, употребляются как овощ в сыром или отваренном виде. Молодые листья тоже можно употреблять в пищу как капусту. Листья употребляются как суррогат чая.
Колокольчик сборный
Многолетнее травянистое растение с прямостоячим стеблем до 50 см высотой, с беловатым пушком. Листья простые очередные: нижние—на крылатых черешках, продолговато-ланцетные с сердцевидным основанием; верхние — яйцевидные, сидячие. Цветки темно- или светло-фиолетовые на цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне-августе. Растет на лугах, склонах речных берегов, в травянистых лесах бассейна Сысолы, Вычегды, Мезени, верхней и средней Печоры изредка.
Кроме колокольчика сборного, часто встречаются другие виды колокольчика: колокольчик круглолистный и колокольчик раскидистый. Зелень всех этих видов употребляется для салатов и тушения, корни годятся для заправки супов.
Крапива двудомная
Многолетнее травянистое растение. Высота 30—150 см. Стебли и листья усажены жгучими щетинистыми волосками. Листья яйцевидно-ланцетные, с крупно-пильчатыми краями. Цветы раздельнополые, растение двудомное. Распространена по всей лесной части республики как сорное на мусорных местах, около жилья, в садах, огородах и по обочинам дорог.
Повсеместно молодые побеги и листья ее употребляют как весенний овощ для зеленых щей. По питательности крапива не уступает лучшим бобовым.
Кубышка желтая
Многолетнее травянистое растение. От мощного подводного корневища ежегодно вырастают на длинных трехгранных черешках крупные, 20—25 см длиной листья. На безлистных цветоносах образуется по одному желтому цветку (2—3 см в диаметре). Цветет в июне-августе. Растет в озерах, прудах, старицах и по заводям рек.
Корневища могут употребляться в пищу, их отваривают в соленой воде или высушивают и размалывают в муку, которую добавляют в хлеб. В сыром виде корневища ядовиты. Семена содержат до 45% крахмала и дубильные вещества. В поджаренном виде могут употребляться как суррогат кофе.
Кувшинка белая
Многолетнее водное травянистое растение. На толстых корневищах образуются мясистые придаточные корни, вверх поднимаются длинночерешковые, крупные листья (15—30 см длиной) и цветоносы, несущие по одному крупному белому цветку, в диаметре до 8—12 см. Цветет в июне-августе. Растет в озерах, по старицам и заводям рек.
Мясистые корни съедобны, едят их отваренными или жаренными в масле. Высушенные и размолотые корневища добавляют в хлеб. В результате исследований, проведенных рядом авторов, установлено, что К. белая содержит крахмал (20%), глюкозу, много дубильных веществ и золы. Семена богаты крахмалом (45%), содержат дубильные вещества, золу и немного жиров. Они могут употребляться как суррогат кофе. Нуждается в охране и используется лишь в безвыходном положении!
Очиток пурпуровый
Очиток пурпуровый, или скрипун, заячья капуста, — многолетнее травянистое растение из семейства толстянковых, с клубневидными, шишковидно-утолщенными корнями. Стебли более прямые, чем у очитка большого, и менее ветвистые, слегка красноватые, высотой до 70 см. Листья мясистые, толстые, голые, крупнозубчатые, очередные, яйцевидно-продолговатые, овальные, заостренные, верхние — сидячие с круглым основанием. Цветки небольшие, в густых щитковидных соцветиях, темно-красные или пурпуровые. Цветет с июля по сентябрь.
Методика формирования словаря на занятии и вне занятия
Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т. ...
Основные термины специальной педагогики
1. Реабилитация — применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Определение дано Всемирной организацией здравоохранения. В испаноязычны ...
Музейная педагогика как научная дисциплина
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус. Музейно-специфи ...