Листья и молодые побеги имеют приятный кисловатый вкус и используются для приготовления салатов, винегретов, супов, щей, заливных мясных и рыбных блюд. Листья заготовляются впрок путем засолки и квашения.
Рогоз узколистный и рогоз широколистный.
Растут у берегов стоячих и медленно текущих водоемов. Эти два вида растения отличаются шириной листьев и размерами соцветий. У Р. широколистного листья 10—20 мм шир., плоские, нижняя пестичная часть соцветия 2—2,5 см в диам., черно-бурого цвета. Цветет в июле. У Р. узколистного листья 4—8 мм шир., при основании желобчатые, пестичная часть соцветия не более 1,5 см в диаметре, темно-коричневого цвета. Цветет в июне-июле.
Оба вида могут быть использованы весьма разнообразно. Корневища их, особенно у Р. узколистного, в сухом виде содержат до 45% мелкозернистого крахмала, пригодного для замены рисового крахмала. На муку идет сердцевина нижней части стебля и корневище, а также к муке подмешивают пыльцу.
Сныть обыкновенная
Многолетнее травянистое растение, высотой 100 см, стебель гладкий, слегка бороздчатый. Верхние листья тройчатые, нижние — дважды тройчатые, светло-зеленые. Цветы белые, в сложных зонтиках, без общей и частных обверток. Цветет в июне-июле. Растет по светлым лесам, кустарникам, оврагам, в садах и огородах, около жилья.
Молодые листья и черешки, имеющие своеобразный, приятный, несколько пряный запах, употребляются как овощи для приготовления щей и салатов.
Стрелолист обыкновенный
Многолетнее водное растение. Растет по берегам рек, озер, стариц и в мелких заводях рек. Цветоносный стебель без листьев, выс. 30—80 см. Все листья прикорневые, они бывают трех типов: воздушные, плавающие и подводные. Воздушные длинночерешковые имеют копьевидно-треугольную пластинку, поднятую над поверхностью воды. Пластинка у плавающих на поверхности воды листьев яйцевидной формы со стреловидным основанием, черешки длинные, но слабые. Подводные листья сидячие, линейные, прозрачные, со слабо развитыми параллельными жилками. Цветы раздельнополые, собраны в соцветие в виде раскидистой мутовчатой кисти. Верхняя часть соцветия состоит из тычиночных, нижняя — из пестичных цветов. Цветет в июне-июлеI.
Сухие клубни и корневища, богатые крахмалом, используются для изготовления муки. Свежие клубневидные образования употребляются в пищу в печеном виде.
Сусак зонтичный
Многолетнее травянистое растение, имеет ползучее корневище. Безлистные стебли (40—150 см) на верхушке несут розоватые цветы, собранные в зонтик. Листья все прикорневые, трехгранные, прямостоячие. Цветет в июне-июле. Растет в воде на неглубоких местах у берегов озер, стариц, заводей рек.
Из высушенного корневища приготовляется мука. Она по качеству (химическому составу) приближается к ржаной муке: в корневище осенью содержится около 50% крахмала, 4% жира, 13% белков, сахара и камеди. В некоторых местах на Севере, например, в Якутии, корневище сусака нередко является одним из существенных продуктов питания. У народа Коми, несмотря на трудное прошлое, не известно случаев потребления сусака в пищу, что, по-видимому, объясняется прежде всего незнанием его качеств и суевериями.
Тростник обыкновенный
Многолетнее травянистое растение высотой 100— 250 см. Стебель прямой, гладкий, доверху олиственный. Листья широкие, плоские, жесткие, по краям острошероховатые. Соцветие — почти однобокая метелка. Цветет в июле. Растет по берегам рек, озер, в неглубокой воде.
Диагностика процесса развития воображения младших школьников
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости представлений у младших школьников: 1. «Высокий уровень». Возникновение ярких образных представлений в процессе восприятия трех видов искусств (музыки, живописи, литературы). Т. е. когда у ...
Творческие задания на уроках программирования
В данном параграфе будут рассмотрены творческие задания, которые можно использовать на уроках информатики. Изучение программирования вызывает затруднение у большинства учащихся, заставляет их сомневаться в отношении своих способностей. Развивать интерес к теме необходимо с первых шагов знакомства с ...
Методические рекомендации по формированию межкультурной коммуникации в
системе гражданского воспитания школьников
гражданский воспитание межкультурный коммуникация Гражданское воспитание подростков, основанное на формировании межкультурной коммуникации, представляет собой открытую систему воспитания, направленную на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности как системообразующей ее внутреннего мир ...