К индивидуальному относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый, работник выполняет все его элементы самостоятельно, такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы, условием качественного ее выполнения [18, с. 67].
Учащихся необходимо систематически обучать разнообразным способам проверки как своих действий, так и результатов работы.
Самоконтроль включает проверку и оценку собственных действий и их результатов. В него входит также контроль за состоянием используемых механизмов. В процессе самоконтроля происходит сопоставление совершаемых действий, способов их выполнения и результатов с намеченной целью и планом деятельности, с представляемыми правильными способами их выполнения и результатами и затем на основании такого сопоставления оценка этих действий и результатов. Целесообразная регуляция деятельности была бы неосуществимой без самоконтроля. Поэтому он входит неотъемлемой частью во все виды деятельности [44, с. 153].
По мнению В.В. Чебышевой значение самоконтроля возрастает при овладении новыми видами деятельности. Овладение новыми умениями и навыками без активного самоконтроля невозможно. Формирование новых действий и их уточнение в процессе упражнений совершается на основе сопоставления совершаемых действий с правилами и требованиями к их выполнению. Такое сопоставление дает возможность оценивать степень правильности этих действий и их результата и на этой основе добиваться их постепенного уточнения. Сами по себе повторные упражнения не обеспечивают формирования навыков, если эти упражнения не сопровождаются оценками и самооценками. Поэтому основным психологическим содержанием процесса упражнения можно считать постепенное уточнение совершаемых действий на основе активного самоконтроля. Будучи необходимым условием формирования умений и навыков всех видов, самоконтроль одновременно является и одной из важных задач обучения. Овладение самоконтролем включает целую систему знаний, умений и навыков, требуя поэтому специального внимания при обучении [44, с.155].
В содержание самоконтроля включается не только оценка, регулирование и усовершенствование человеком своей деятельности, но и планирование ее, обдумывание предстоящей работы для предупреждения возможных ошибок. Однако планирование является подготовительным этапом к предстоящей работе и представляет собой самостоятельный вид деятельности учащихся, при выполнении которых должен проводиться самоконтроль. Контролируется также и ход выполнения плана с внесением в него уточнений и усовершенствований. Самоконтроль следует рассматривать как составную часть, необходимое условие процесса планирования, а не наоборот. Вместе с тем планирование работы является одним из средств создания ориентировочной основы для обеспечения самоконтроля за ее выполнением [18, 27].
В общей форме планирование включает в себя:
- анализ поставленной производственной задачи;
- выбор наилучших средств и способов ее осуществления;
- определение сочетания и последовательности трудовых действий, необходимых для достижения намеченной цели в данной ситуации при помощи избранных средств и способов [11, c. 140].
Конкретное содержание и особенности общего планирования различны для разных профессий.
В педагогической литературе пока еще не сложилось четкого мнения относительно структуры и содержания планирования. На наш взгляд, наиболее полно и правильно она излагается в исследованиях А.Л. Шеховцева.
Он считает, что обучение планированию должно осуществляться системно, в тесной взаимосвязи всех его компонентов. Учащихся надо тщательно знакомить со способами уяснения целей и условий любого задания. Планирование необходимо начинать с ознакомления с заданием, анализа требования к продуктам труда, анализа исходных данных, оценки условий задания, после чего следует принятие решения.
При планировании выполнения учебного задания определяются последовательность его выполнения, необходимые средства труда и средства контроля, а также рабочее место.
При обучении организации труда следует сформировать знания:
- об организации рабочего места;
- о нормальном протекании технологического процесса;
- о поддержании средств труда в рабочем состоянии [44, c.134].
Планирование предстоящей деятельности проводится в три этапа.
Первый этап — ориентировочное планирование. На этом этапе происходит осознание, взвешивание и оценка возможности и посильности достижения поставленной цели. В это время идет борьба мотивов, обдумывание и сопоставление соображений за и против достижения поставленной цели. И только после того как положительные мотивы берут верх, начинается ориентировочное планирование, при котором оцениваются возможности определенного вида деятельности для достижения поставленной цели. Ориентировочное планирование возникает всегда при столкновении с новой задачей и в общем виде обдумывается возможность ее решения.
Использование дидактических игр на уроках математики в 5 классе
Изучив теоретический материал по использованию дидактических игр для развития внимания у учащихся, у автора возникло желание и интерес реализовать это на практике. Автором работы по теме «Десятичная запись дробных чисел. Сложение и вычитание десятичных дробей» было разработано 12 уроков с использов ...
Понятие чтения
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”. Чтение на своем п ...
Социологические опросы
В нашей школе я проводила социологические опросы среди учащихся 4,5 и 7 классов. На основе данных опроса я сделала много выводов для себя. Некоторые из них я представлю в этом исследовании. Я попросила учащихся закончить предложение «Моя семья…», добавив к этому словосочетанию прилагательное, котор ...