В психолого-педагогической литературе классификация самоконтроля проводится на основе разных признаков.
По способам получения информации о протекании выполняемой операции все виды самоконтроля можно разделить на две группы: осуществляемые непосредственно при помощи органов чувств или непосредственные формы самоконтроля, и, с другой стороны, те, при выполнений которых применяются различные контрольные средства, или, иначе говоря, опосредованные формы.
Среди непосредственных форм самоконтроля следует выделить такие, которые осуществляются в процессе самого выполнения действий и служат для их регуляции. При выполнении же других форм самоконтроля работа прерывается, и, таким образом, они служат для регулирования последующих действий. В первом случае самоконтроль опирается главным образом на непосредственные восприятия. Во втором случае чаще всего применяется опосредованный самоконтроль с помощью контрольных приборов и устройств [44, с. 158].
На каком бы этапе самоконтроль не осуществлялся, он всегда так или иначе базируется на восприятии или самих недостатков в работе, или того, что служит сигналом их предстоящего возникновения. Чтобы успешно контролировать свою деятельность, учащийся должен не только знать, какими признаками характеризуются недостатки в работе, но и уметь различать их тогда, когда они еще сравнительно слабо выражены. Соответствующее развитие зрительных, слуховых и двигательных восприятий имеет в силу этого большое значение в его работе.
По тому, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой операции - мышечно-двигательный, зрительный, слуховой, комбинированный.
Сюда относятся кинестетический контроль, например, при пользовании закрепляющими устройствами, пользовании орудиями труда, слуховой - определение на слух особенностей работы станка, хода обработки изделий и особенно зрительный начиная с общего восприятия рабочей обстановки и кончая различением тонких малозаметных признаков.
Контрольные действия являются элементами деятельности, поэтому более логичной нам представляется классификация их по этапам выполнения этой деятельности. В. В. Чебышева [44, c. 59] рассматривает виды самоконтроля по этапам технологического процесса:
- подготовительный самоконтроль проводится перед работой и в самом начале ее выполнения. В первом случае он выполняет профилактические функции - обратить внимание на возникшие отклонения и устранить их. Во втором случае самоконтроль проводится для проверки действия оборудования, чтобы не допустить отклонений от нормального режима;
- текущий самоконтроль за совершаемыми действиями и их результатами. Он может быть периодическим (проводится через определенные интервалы времени с предупредительной целью для регулирования текущей деятельности и результата), эпизодическим (обнаружение тех или иных изменений по отдельным показателям, сигналам и их исправление) и непрерывным (проводится все время), Это основной вид самоконтроля. В процессе работы меняется его характер, степень интенсивности, способы cбоpa информации и т. д.;
- заключительный (итоговый) самоконтроль проводится для учета и коррекции суммарного результата выполняемой работы.
По входящим в него элементам, по мнению Г.И. Ажикина [1] различают самоконтроль констатирующий и корректирующий.
Констатирующий самоконтроль осуществляется опосредованно с помощью контрольно-измерительных инструментов и приборов. Это важная область деятельности, и нужно, чтобы учащиеся не только хорошо знали устройство широкого круга измерительных инструментов, но и были бы обучены способам пользования этими инструментами.
Рис. 2. классификация самоконтроля по входящим в него элементам.
Требования эти особенно возрастают в связи с ужесточением ГОСТов, технических условий.
Корректирующий самоконтроль осуществляется с помощью анализаторов человека (слуха, зрения, кинестезии и т.п.) [1, с. 49].
Существует также классификация самоконтроля по формам организации работы учащихся. К таким формам относятся: фронтальная, индивидуальная и взаимная проверки. При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности выполненного упражнения, задачи, изготовленного изделия и т. д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю. Однако в педагогической литературе не уделяется достаточного внимания рассмотрению особенностей проведения этого самоконтроля учащимися разных возрастов при выполнении ими тех или иных заданий.
Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т. д. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания и ответственного отношения к делу, формированию навыков самоконтроля. Это более высокая форма контрольных действий, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю. Применяется при выполнении учащимися различных видов работ. Однако в исследованиях не указываются наиболее эффективные, способы ее организации применительно к отдельным возрастным группам учащихся и видам их учебной деятельности.
Консультация для родителей «Возрастные особенности подвижных игр»
И для малыша, и для мамы так важно играть вместе! Для родителей дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ узнать мир. Если ребенок умеет играть, если его радует собствен ...
Периоды в психосексуальном развитии
Общая тенденция развития личности – это постепенное усиление влияния социальных факторов. Исследуя закономерности психосоциального развития, В.В. Ковалев приходит к выводу, что закономерности замещения биологического, а, следовательно, тесно связанного с ним природно-психического качественного боле ...
Направления воспитательной
работы
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы ил ...