Каждое нарушение моральных запретов способствует появлению пренебрежения к ним и укрепляет соблазн нарушить их. В то же время, преодоление своих сиюминутных (и не вполне этичных) желаний укрепляет готовность следовать принципам морали и в дальнейшем. Можно сказать, что положительный или отрицательный моральный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем. Поэтому именно в дошкольном возрасте на начальном этапе морального становления закладывается моральный облик человека. Это сензитивный период, когда ребенок особенно чувствителен и восприимчив к моральному воспитанию.
Психологические предпосылки морального поведения. Что же представляет собой моральный поступок психологически? Моральным является выбор поступка, отвечающего принципам морали, но требующего при этом добровольного сознательного отказа от своих желаний и интересов.
Это значит, что человек может, во-первых, поступить двумя различными способами – или подчиниться требованиям морали вопреки своим интересам, или удовлетворить свои желания вопреки моральным нормам. Во-вторых, он должен сделать этот выбор сам, в отсутствии внешнего контроля и принуждения. Речь идет об определенном психическом образовании, о так называемом образе-Я, т.е. каким человек сам себя видит, какого его представление о себе. В данном случает личность 1) считает себя порядочным человеком; 2) гордится этим качеством и не поступится этой гордостью даже ради определенной выгоды; 3) противопоставляет себя кому-то, кто не обладает порядочностью и готов совершить недостойный поступок, на кого этот человек не похож и походить не хочет. Иными словами, он осуждает отсутствие порядочности, и у него есть некоторый отрицательный образ, на который он сам не похож и от которого он отталкивается. Вот это желание сохранить уважение к себе, не уподобиться тем, кого человек презирает, является более реальным побудителем морального поступка, чем просто знание того, что считается хорошим, а что плохим [5, 45].
Поэтому можно предположить, что психологически моральный поступок зависит от того, какие качества человек в себе видит и насколько он дорожит наличием у себя этих качеств, т.е. можно сказать, что моральный поступок определяется образом-Я человека, содержанием этого образа и тем, как человек относится к этому содержанию.
Применимы ли эти психологические механизмы к дошкольнику?
Одним из важных психологических условий морального поступка является собственная отрицательная оценка себя в случае воображаемого нарушения нормы: «Я буду плохим, если я возьму себе больше игрушек». Экспериментальные исследования показали, что дети, соблюдавшие норму, оценивали себя в случае ее воображаемого нарушения как «плохих» или «очень плохих». Те, кто ее устойчиво нарушал, оценивали себя как «хороших» или «очень хороших» в случае и реального нарушения, и воображаемого соблюдения. Иными словами, их высокая самооценка никак не зависела от их моральных поступков. Таким образом, для правильного морального выбора необходимо, во-первых, представить себе оба возможных поступка: сказать правду или солгать? Поделить поровну или оставить себе больше? Представление об этой альтернативе обязательно должно быть. Выбирая тот или иной вариант при полном отсутствии контроля и принуждения, человек оценивает себя с точки зрения соблюдения или нарушения нормы. Содержание образа-Я и является критерием такой самооценки. Например, я считаю себя честным человеком, ценю в себе эту черту и уважаю себя за нее [11,134].
Итак, основными психологическими условиями морального выбора являются:
- содержание образа-Я (в него должно входить представление о наличии у себя моральных качеств и одобрение их в себе);
Характеристика пространственного мышления как психологического контента
Одной из разновидностей образного мышления является пространственное мышление, которое, обладая всеми характерными особенностями образного мышления, имеет свои специфические черты[12]. Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими обр ...
Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной
проблеме
Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах, пуранах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие люди и злодеи наделяются чертами уродст ...
Профессионально–педагогическая деятельность по развитию творческих
способностей учащихся
Успешное развитие системы образования предполагает разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распростране ...