Основы педагогического контроля в высшей школе

Развитие образования » Формы обучения в высшей школе » Основы педагогического контроля в высшей школе

Страница 2

По средствам педагогической ком­муникации контроль можно рассматривать с точки зрения:

1) способов: традиционный или нетрадиционный (программированный контроль, тест);

2) характера: субъективный, объективный;

3) использования ТСО: безмашинный, машинный;

4) формы: устный, письменный;

5) времени: предварительный, начальный, исход­ный, текущий, поэтапный, итоговый,

6) массовости (по охвату студентов): индивиду­альный, фронтальный, индивидуально-групповой;

7) контролирующего лица: преподаватель, сту­дент-напарник (взаимоконтроль), студент сам (са­моконтроль);

8) дидактического материала:

контроль без дидактического материала (сочи­нение, устный опрос, диспут-общение и т.п.);

с дидактическим материалом (раздаточный ма­териал, тесты, билеты, контролирующие програм­мы и т. п.);

Оценка и отметка

Оценка и отметка являются результатами проведенно­го педагогического контроля.

Оценка — способ и резуль­тат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обу­чения. Она предполагает выявление причин неуспеваемос­ти, способствует организации учебной деятельности. Пре­подаватель выясняет причину ошибок в ответе, подсказывает студенту, на что он должен обратить внимание при пере­сдаче, доучивании.

Отметка — численный аналог оценки. Абсолютизация отметки ведет к формализму и безответственности по от­ношению к результатам обучения.

При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций:

«Отлично» ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически пра­вильна.

«Хорошо» ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной-двух).

«Удовлетворительно» — за знание предмета с заметны­ми пробелами, неточностями, но такими, которые не слу­жат препятствием для дальнейшего обучения.

«Неудовлетворительно» — за незнание предмета, боль­шое количество ошибок в устном ответе либо в письмен­ной работе.

Педагогическое измерение:

Наиболее распространенное средство педагогического измерения — педагогический тест. Педагогический тест — это совокупность заданий, отобранных на основе научных приемов для педагогического измерения в тех или иных целях.

Существует ряд требований к тесту организационного характера:

• тестирование осуществляется главным образом через про­граммированный контроль. Никому не дается преиму­ществ, все отвечают на одни и те же вопросы в одних и тех же условиях;

• оценка результатов производится по заранее разработанной шкале;

• применяются необходимые меры, предотвращающие ис­кажение результатов (списывание, подсказку) и утечку информации о содержании тестов.

При проведении тестирования учитываются три критерия качества теста:

Надежность — определение степени погрешностей в пе­дагогической оценке, в вычислении истинного значения оценки. В последнее время получил распространение экс­пертный опрос, когда студента оценивают 2-3 и более преподавателей, и посредством коррелирования результа­тов появляется возможность надежности оценки.

Валидность теста — соответствие форм и методов контроля его цели.

Наиболее распространенные причины невалидности контроля — списывание, подсказка, репетиторское «на­таскивание», снисходительность, чрезмерная требователь­ность, применение какого-либо метода при отсутствии надлежащих условий. В таких случаях результаты контроля неадекватны поставленным задачам. В целях повышения валидности педагогического контроля применяются экс­пертные оценки контрольного материала для приведения в соответствие требований учебной программы и концеп­ции знания. Концепция знания может зависеть от статуса вуза, контингента обучаемых. Соответственно должен варьироваться и контрольный материал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Наглядность как дидактический принцип обучения
Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными ...

Цели воспитания
В первую очередь, следует обратить внимание на специфические черты цели как социально-психоло­гического феномена: цель существует, но она недостижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект цели, а, сле­довательно, видоизменяется и тот образ продукта, кото­рый складывается в его созна ...

Понятие мышления
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Мышление опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru