Проблемное обучение включает в себя как способы создания проблемной ситуации, так и способы организации умственной деятельности учащихся по решению познавательной задачи. В связи с этим выделяют следующие уровни проблемного обучения:
1. Преподаватель создает проблемную ситуацию, ставит познавательную задачу и сам решает её при активном обсуждении решения с учащимися (эвристическое обучение).
2. Преподаватель создает проблемную ситуацию, а учащиеся под его руководством включаются в её решение (частично-поисковая учебно-познавательная деятельность учащихся).
3. Преподаватель создает проблемную ситуацию, а её решение учащиеся находят самостоятельно.
4. Преподаватель побуждает учащихся самим найти проблему в изучаемом материале и обосновать её решение.
В зависимости от подготовки учащихся можно выбирать соответствующий уровень проблемного обучения.
Третий и четвёртый уровни проблемного обучения связаны с организацией исследовательской деятельности учащихся, в ходе которой они не только усваивают знания, но и учатся решать нестандартные задачи, приобретают творческие умения и навыки.
Способы решения проблемных ситуаций и познавательных задач:
- способ аналогии (преподаватель опирается на имеющийся у учащихся житейский опыт или ранее полученные знания);
- индуктивный, аналитико-синтетический способ (учащиеся самостоятельно анализируют изучаемые факты и явления и делают необходимые выводы);
- дедуктивный способ (для решения познавательной задачи необходимо творчески применить какой-то ранее изученный принцип, закон или закономерность);
- способ отыскания причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление и установление причинно-следственных связей;
- способ выдвижения гипотез и их подтверждения или опровержения.
Проблемное обучение не может, однако, быть универсальной технологией обучения. Его применение имеет некоторые ограничения:
- невозможность использования при изучении всего учебного материала;
- сдерживает применение проблемного обучения его трудоёмкость;
- невозможность применения большинства учебников и учебных пособий, изложение материала в которых рассчитано на репродуктивную деятельность учащихся.
Все это показывает, что работники образовательных учреждений нуждаются не только в более глубоком осмыслении теоретической сущности и методики проблемного обучения, но и в действенной методической помощи, связанной с его применением в процессе учебных занятий. Следует заметить, что в последние годы из проблемного обучения, благодаря его интенсивной научной разработке, в отдельную технологию стало выделяться эвристическое обучение.
Сравнительная характеристика проблемной и модульной технологии обучения.
В модульной технологии обучения четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый. В модульной технологии обучения все заранее запрограммировано: последовательность изучения учебного материала, перечень основных понятий, навыков и умений, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение учащимися занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся.
В отличие от модульной технологии обучения в проблемной технологии обучения суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения. Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, гипотез, их разработки и решения. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации; оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач.
Цель воспитания
Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений. Таким образом, воспитание - процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педа ...
Структура социально-педагогического управления в школе
Предполагаем, что для всех, изучающих науку управления и применяющих ее на практике, важно представлять себе сущность менеджмента не просто как набор методов и подходов к управлению, а как логически оправданную систему взаимосвязанных элементов, образующих структуру управленческой деятельности на п ...
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных опе ...