Речевое общение и условия его формирования в школе для слабослышащих учащихся

Развитие образования » Методологический аспект овладения речью на уроках развития устной речи в коррекционной школе » Речевое общение и условия его формирования в школе для слабослышащих учащихся

Страница 1

Речевое общение (коммуникация) представляет собой особый вид деятельности, цель которой - обмен мыслями, установление взаимопонимания. При речевом общении люди передают разнообразную информацию (сообщают определенные сведения), запрашивают информацию, побуждают друг друга к действию, выражают свое отношение к высказыванию. Средством речевого общения является язык. Овладение коммуникативной деятельностью происходит путем усвоения языка, который функционирует в речи окружающих.

Язык – сложное образование, включающее разные по разные по характеру единицы – знаки – и разные по функциям средства, находящиеся между собой в системных отношениях. В процессе овладения речью ребенок не только усваивает неупорядоченный языковый материал (воспринимая и воспроизводя высказывания взрослых по подражанию), но и имеет возможность благодаря неограниченной практике общения активно перерабатывать его, подвергать анализу, синтезу, сравнению, обобщению, в результате чего этот материал упорядочивается, организуется в индивидуальную языковую систему, адекватную объективно существующей, т.е. той, которая функционирует в речи окружающих. Значения языковых знаков, способы их сочетания, формы, приведенные в речи ребенка в систему на этапе дошкольного развития, позволяют ему свободно пользоваться языком в общении — понимать окружающих и быть ими понятым.

Важнейшим условием, обеспечивающим речевое общение, является овладение ребенком разными моделями предложений, по образцу которых он строит конкретные фразы, нужные ему в той или иной ситуации. Такая возможность открывается благодаря накопленному лексическому запасу, развившейся способности отбирать из него нужные слова, образовывать, изменять их и сочетать в группы (словосочетания) согласно тем способам, которые существуют в языке для выражения типовых логико-смысловых связей и отношений между понятиями и явлениями (например, пространственных — висит на стене, едет в город, стоит около дома; временных — гулял после обеда, пришел вечером).

Следовательно, практическое владение предложением предполагает и владение его компонентами — словами и словосочетаниями, которые в языке также группируются по моделям (обобщенным типам), обладающим системой форм. Овладевая словесным выражением мыслей, ребенок усваивает эти модели как обобщенные, типичные для языка синтаксические конструкции, наполняет их в общении конкретным материалом, подвергает трансформации, строит из них предложения — основные единицы общения. Для выражения разных по функциональной направленности высказываний в языке существуют три типа предложений: повествовательные, вопросительные и побудительное, различающиеся по конструкции, особенностям использования лексико-грамматических средств и интонаций. Мысль, прежде чем быть выраженной, формируется внутренне. И это формирование осуществляется (у владеющих языком) посредством языка, его конструктивными единицами — предложениями.

Но этим далеко не исчерпывается речевое общение и овладение им. Предложение — минимальная единица общения, а общаются, строго говоря, объединениями этих единиц – высказываниями. Каждое из предложений в речи находится в определенных связях с другими предложениями. Речь обладает свойством связности, конкретности, что и определяет ее точный и конкретный смысл, ее понятность. Следовательно, и овладение речью предполагает пользование этим ее свойством в составе высказываний: в виде контекстно обусловленных реплик, диалога, монолога.

Страницы: 1 2 3 4 5

Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»
Понятие внимания в разных источниках и разными учеными определяется по–разному. П.Я.Гальперин охарактеризовал внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. «Л.Д.Столяренко определил «внимание как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объект ...

Формирование общественных мотивов поведения
Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными видами детской деятельности. Эта работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы. Например, педагог намеча ...

Опыт формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников
В данной главе раскрывается опыт формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников. Для этого, во-первых, анализируется образовательная ситуация. Во-вторых, характеризуется формирование межкультурной коммуникации. В-третьих, формулируются методические рекомендации ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru