Одной из предпосылок возникновения музейной педагогики была идея создания естественнонаучных коллекций в университетах эпохи Возрождения, другой предпосылкой стали научные изыскания Я.А. Коменского. В 1658 году в труде «Orbis Sensulium Hictus» («Мир чувственных вещей в картинках») Я.А. Коменский впервые обозначил принцип наглядности в обучении как непосредственное ознакомление учащихся с предметами и последующим их разъяснением.
Первый этап становления музейной педагогики (1860-е - 1940-е гг.) был определен демократическим движением XIX в. [1, 76]. Необходимость развития педагогической науки была осознана выдающимися общественными деятелями. Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. рассматривали вопросы народного образования и указывали на то, что развитие науки, искусства, литературы, а также общественного сознания должно находить свое отражение в воспитании [1, 143].
Русский философ Н.Ф. Федоров в своей работе «Музей, его смысл и назначение» [1, 54] указывал, что музей — «это высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь .» и представлял механизм трансляции культуры как объединение предшествующих и последующих поколений через музей.
Известный общественный деятель, педагог Н.И. Пирогов выдвигал идею специальной подготовки учителей к обеспечению наглядности учебного процесса [2, 37].
1864 г. органы народного образования Санкт-Петербурга инициировали идею о профессиональной подготовке учителей на базе музеев. В результате был организован Педагогический музей военно-учебных заведений. Коллекции музея были распределены по трем группам: школьные пособия, пособия по изучению человека как предмета воспитания и пособия по внешкольному воспитанию.
Опираясь на анализ документов середины XIX века и на факторологический материал, можно констатировать, что с 1865 года в Казахстане педагогический музей стал общественным, научным и просветительским центром, где разрабатывались актуальные вопросы педагогической науки. Педагогический отдел этого музея объединил творческие усилия видных педагогов того времени, среди которых П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Модзалевский, А.Н. Острогорский, И.И. Паульсон, П.Г. Редкий, Д.Д. Семенов, К.К. Сент-Илер и др. При отделе работали кружки для учителей и родителей, где крупнейшие ученые и педагоги, такие как Н.Х. Вессель, Н.М. Пржевальский, СМ. Соловьев, И.М. Сеченов и другие проводили публичные лекции.
В первой половине XX века теоретическими вопросами просветительской деятельности музеев также занимались А. Бакушинский, А. Луначарский, П. Флоренский, Ф. Шмидт и др. На практике педагогическая деятельность музеев нашла отражение в новых формах: школьные музеи краеведения и музейные кружки.
Презентация деятельности русского педагогического музея на Всемирной выставке 1875 года в Париже послужила толчком к кардинальному изменению воззрений на образовательные функции музеев во всем мире. К концу XIX века только в европейских странах было организовано около 70 педагогических музеев.
Одним из первых теоретиков музееведения, американским ученым Д. Гуддом была определена цель музейного обучения: знакомство с ведущими идеями той или иной исторической эпохи через музейные предметы. Он считал необходимым условием изучения музейной коллекции - обеспечение посетителя необходимой предварительной информацией, отраженной в листовках, путеводителях и т.д.
Формы взаимодействия музея со средней школой рассматривали и немецкие ученые, педагоги, музейные работники. В Германии исследование процесса образования и воспитания школьников в условиях музея имело преимущественно теоретическую направленность. С целью создания условий комфортного пребывания детей в музее были разработаны «музейные диалоги» и «рабочие тетради» («Упражнения в рассматривании произведений искусства», 1909г.). Кроме того, в работе Г. Кершенштайнера «Теория образования» (1926г.) была предпринята попытка создания модели объединения музея и школы. Структуризация музейного образовательного процесса предполагалась по принципу школьного учебного плана. Организация музейных занятий включала этапы подготовки, проведения и закрепления полученных в музее знаний.
В 1920-1930-х гг. Центральный институт воспитания и обучения Германии объединил усилия немецких педагогов Л. Платта, Д. Рихтера, Г. Фройденталя. Они содействовали созданию в музеях педагогических отделов, а также публикации методических пособий, в частности, К. Кленка «Музей и школа» (1927 г.) и Г. Фройденталя «Музей — Народное образование -Школа» (1931г.).
Кризисность образования
Вступая в XXI век, необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть социальное образование и специалисты, выпускаемые высшей школой в ближайшее и отдаленное будущее. Какие бы оценочные суждения не давались уходящему XXI веку, все наиболее значимые его достижения так или иначе связаны с ...
Изучение уровня развития
волевых качеств у младших школьников
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах , но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах. Для формир ...
Понятие творческой деятельности, пути и способы реализации творческой
деятельности
В данном параграфе рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации. Проведен анализ научной и педагогической литературы по вопросам учета в процессе обучения школьников индивидуальных особенностей их мыслительной деятельности. Рассмотр ...