Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция, патриотизм его подданных. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Поэтому гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики.
Вопросы гражданского воспитания рассматриваются в работах ученых: В.В. Давыдова, Л.П. Дашковой, Исмаилова Ы.А, Е.Б. Кравцовой, В.Г. Кудрявцева, Кудабергеновой А.С. и др. как сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у школьников до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения юношества.
Развитие гражданственности школьников определяется преимущественно социальными и культурными ориентирами, средоточием которых является музей как социально-культурное учреждение, сохраняющее и транслирующее социальные, политические, исторические и другие ценности национальной культуры в аутентичных документальных свидетельствах.
О воспитательном потенциале музеев можно судить по научным философским, педагогическим, психологическим, культурологическим исследованиям. Музейная педагогика признана в качестве научной дисциплины учеными всего мира (Й. Аве, А.Г. Бойко, Е.В. Бондаревская, М.Б. Гнедовский, А. Кунтс, К. Пацвалл, Н.Ф. Рева, М.Ю. Юхневич, К. Фризен, В. Хильгерс, Р. Якушек, Мамедов. С., Ыбраева. У., Кубеев. А. и др.). Исследованию роли музейной педагогики в процессе гражданского воспитания школьников уделяли внимание такие ученые как М.Ю. Билавов, Е.Н. Корчагин, М.В. Соколова, Куляшев М., Сабыржанов. И. и др. Существенное внимание уделяется музейной коммуникации, которая рассматривается в качестве предмета исследования музейной педагогики (А. Александер, В. Глузинский, М.Б. Гнедоский, Ю. Каграманов, Д.Ф. Камерон, Н.А. Никишин, Д. Портер, Ю. Родемер и А. Ыбраев, О. Сатпаев др.).
Анализ существующих научных исследований по данной проблеме позволяет выделить музейные средства как основу музейно-педагогического процесса, однако его структура, содержание и методическое обеспечение еще не получили должного освещения в теории и практике воспитательной работы.
Вопросы повышения эффективности процесса гражданского воспитания школьников через музейную педагогику, требуют дополнительного исследования.
Перечисленное позволяет сделать вывод о наличии существенных противоречий между:
- уровнем требований к организации и осуществлению музейно-педагогического процесса, нацеленного на гражданское воспитание школьников, и недостаточным его научно-методическим обеспечением;
- необходимостью использования педагогического потенциала музейных коллекций в процессе гражданского воспитания школьников и отсутствием модели формирования гражданственности средствами музейной педагогики;
- смысловой и идейной насыщенностью музейной предметно-пространственной среды и отсутствием у школьников музейно-визуальной компетентности, позволяющей самостоятельно постигать смыслы и идеи этой среды.
Поиск путей разрешения названных противоречий обозначил проблему и цель исследования: каковы средства музейной педагогики, способствующие формированию гражданственности школьников.
Объектом нашего исследования является гражданское самосознание школьников. Предметом исследования определен процесс формирования гражданственности школьников средствами музейной педагогики.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести ретроспективный анализ становления и развития музейной педагогики с целью выявления музейно-педагогических средств, которые позволят повысить эффективность процесса гражданского воспитания старшеклассников.
2. Раскрыть специфику гражданского воспитания школьников средствами музейной педагогики.
3. Выявить и апробировать компоненты гражданственности школьников, а также критерии и уровни их сформированности с учетом использования средств музейной педагогики.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование гражданственности школьников будет эффективным, если:
- в воспитательном процессе школьников будут использованы формы и методы музейной коммуникации как средства музейной педагогики;
- в учебно-воспитательном процессе будет реализована модель формирования гражданственности средствами музейной педагогики.
Цель и задачи дипломной работы определили выбор методов исследования:
- теоретические (гипотетико-дедуктивный метод);
- эмпирические (наблюдение, диагностико-формирующий эксперимент, сравнение);
- общелогические (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция и индуктивные методы установления причинных связей, дедукция, моделирование, системный подход, статистические методы).
Новизна исследования заключается в следующем:
- используются понятия «музейно-визуальная компетентность» и «музейно-педагогические модули», развивающие теорию музейной педагогики;
- освоены закономерности гражданского воспитания школьников через формы и методы музейной коммуникации.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в научном обосновании этапов становления музейной педагогики и выявлении соответствующих им культурно-образовательных средств музея;
- в выявлении специфики гражданского воспитания школьников средствами музейной педагогики;
- в теоретическом обосновании формирования гражданственности старшеклассников средствами музейной педагогики.
Практическая значимость исследования состоит:
- в разработке диагностического инструментария по исследованию процесса формирования гражданственности школьников средствами музейной педагогики;
- в обогащении учебно-воспитательной работы общеобразовательных учреждений, педагогических отделов музеев новыми идеями, методиками гражданского воспитания школьников.
Методики изучения мелкой моторики рук у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР
Цель констатирующего этапа эксперимента
: выявить уровень развития мелкой моторики рук
у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития. До начала обследования проводилось наблюдение за детьми, как в первой, так и во второй половине дня, во время занятий по продуктивной деяте ...
Характеристика методов передачи и усвоения учебной информации
Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего, следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Учитель технологии, рассказывая подросткам о ср ...
Формирование словаря детей в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленны ...